Из жизни миссии Екатеринославской епархии. Беседы с баптистами

Предисловие к отчету 1912 года от современных баптистов (31.07.2025 год)

В приведённом отчёте о миссионерских курсах в Лозовой мы видим попытку православных миссионеров оспорить учение баптистов. Однако для нас, баптистов, такие диспуты — не угроза, а возможность яснее изложить свои взгляды, основанные на Священном Писании.

Основные вопросы, заданные баптистам на этих курсах:
О рукотворенных храмах:

Почему баптисты не строят храмов, если Христос и апостолы посещали и чтили храм? (Лк. 22:55; Мф. 21:12-13; Деян. 2:46)
Как баптисты понимают слова о том, что тело христианина — храм Божий (2 Кор. 6:16; 1 Пет. 2:4-5)?

О Таинстве Причащения:

Принимают ли баптисты в хлебопреломлении истинные Тело и Кровь Христовы или только символы? (Ин. 6:48-57; 1 Кор. 11:23-29)
Почему баптисты считают, что Причастие не является спасительным таинством?

О Таинстве Крещения:

Считают ли баптисты крещение таинством или лишь внешним знаком?
Почему баптисты отвергают крещение младенцев, если апостолы крестили целые семьи? (Деян. 16:15, 33; 1 Кор. 1:16)

Об исторической преемственности баптизма:

Если баптизм возник лишь в XVI–XVII веках, как он может быть истинной Церковью?
Почему у баптистов нет трёхчинной иерархии и всех семи таинств?

Об отношении к иконам:

Почему баптисты отвергают почитание икон, если в Ветхом Завете были священные изображения (херувимы в храме)?
Эти вопросы требуют вдумчивого библейского ответа, и баптисты всегда готовы дать его, ибо наша вера основана не на человеческих преданиях, а на ясном учении Слова Божьего.

Миссионерские курсы при станции Лозовая Южн. ж. д.

Поселок Лозовая при станции того же названия служит одним из крупных центров штундо-баптизма в Павлоградском уезде. Последователи баптизма давно уже существуют здесь. Баптисты обращают самое серьезное внимание на ст. Лозовую, как на центральный пункт, откуда пропаганда их учения расходится во все стороны. Все видные проповедники баптизма считают своим долгом навещать ежегодно лозовскую общину сектантов. В целях большого сеяния плевел, в 1910-м году сюда прислан лжепресвитер из г. Одессы В. Скалдин (бывший жандарм). И нужно заметит, что баптисты в этом крае не без успеха ведут свое дело. Агенты баптистов из Лозовой пропагандируют во всех окрестных селах и деревнях.
Миссионеры и духовенство III-го благочинническаго округа церквей Павлоградскаго уезда принимают все меры к защите православных чад церкви и к ослаблению штундо-баптизма в этом крае. В течение последних пяти лет миссионеры по несколько раз в год посещают пос. Лозовую и окрестные приходы и устраивают в них беседы с православными и сектантами. Духовенство округа в дни Великого поста устраивает в пос. Лозовая богословские чтения. Кроме этого в мае 1909-го года при ст. Панютино были устроены миссионерские курсы; такие же курсы состоялись в сентябре того же года в пос. Лозовая. С 3-го мая текущего года должны были открыться в том же поселке благочиннические курсы, каковые, по просьбе местного духовенства, были перенесены на сентябрь месяц и открыты 3-го сентября.
Миссионерские курсы при ст. Лозовая открылись торжественным совершением всенощного бдения с чтением акафиста Святителю и Чудотворцу Иоасафу Белгородскому, в котором приняли участие 13 священников округа. За всенощной было сказано поучение окружным миссионером-священником о. Н. Назаревским о святителе Иоасафе и о чудесах, как признаках истинного православия. После всенощного бдения, продолжавшегося с 6-ти до 9-ти часов вечера, было совершено молебное пение по чину «Об обращении заблудших».
Перед молебном говорил поучение благочинный священник о. Н. Дмитриев на текст: «Не думайте, что пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10, 34).
После сказал слово миссионер о. Н. Назаревский на текст: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Матф. 12, 42). В конце молебна сказал помещённую выше речь священник с. Ново-Ивановки о. Иосиф Скротский о том, что сектантство вредно и для церкви Православной, и для нашего Государства.
4-го сентября в здании железнодорожного училища начались занятия на курсах. Курсистов собралось из поселка Лозовая и из окрестных сел до 30 человек, в том числе священники: о. М. Иванов, о. В. Попов, о. И. Скротский, о. П. Самойлов, о. И. Дмитровский, диаконы: С. Славгородский и И. Ткаченко и псаломщики. Первый урок о. Св. Писании и о Св. Предании провел окружный миссионер-священник о. Н. Назаревский. Сектанты с возражениями не выступали, хотя на уроке присутствовали.
5-го сентября урок о почитании св. изображений провел тот же о. миссионер. После урока возражала баптистка Екатерина очень слабо и в конце беседы созналась, что баптисты, выбрасывая иконы из своих домов, поступают глупо.
6-го сентября тот же о. миссионер провел урок «о нашем спасении во Христе Иисусе». На беседу явился один сектант и просил разрешения помолиться ему по-своему перед беседой; просьба сектанта не могла быть разрешена, и он после этого отказался от публичной беседы.
7-го сентября прибыл на Лозовские курсы Епархиальный миссионер А. А. Афанасьев и в тот же день провел урок о кресте и крестном знамении и о рукотворенных храмах. После урока со стороны штундо-баптистов выступил с возражениями сектант Григорий (фамилии своей он не назвал). Беседовать баптист Григорий пожелал о рукотворенных храмах. На поставленные миссионером вопросы о том, почему баптисты не следуют примеру Христа Спасителя, Который во время земной жизни посещал храм рукотворенный (Лук. 22, 55), возревновал о святости дома Божия (Матф. 21, 12-13; Марк. 11, 15-17); Иоан. 2, 16), почему не подражают Св. Апостолам и первым христианам, которые «пребывали всегда в храме» (Лук. 24, 53), «каждый день» (Деян. 2, 46) и молились там (Деян. 3, 1; 22, 17-18), и кланялись (Деян. 24, 11), и учили, что рукотворенные храмы Божии будут существовать до конца мира (2 Фесс. 2, 4), баптист ответа не дал; в свое оправдание он говорил, что теперь храмы не так строятся, как написано в Библии. Когда, например, строился храм Соломонов, то кирпичи все были обтёсанные, не слышно было стука молотков и т. д. (3 Цар. 6 гл.).
Миссионер достаточно ясно показал, что дело не в материале, из которого строятся храмы и не в том, как должны строиться храмы: ведь и храм Зоровавелев не так, и не из такого-же материала строился по сравнению с храмом Соломоновым, (1 Езд. 2 гл.): но дело в том, что у христиан обязательно должны быть дома Божии, дома молитвы, в которых люди должны совершать служение Богу в духе благодати и истине Евангельской (Иоанн 4, 20-24); иначе христиане будут ослушниками и не исполнителями воли Божией и, оставаясь таковыми, не могут быть праведными пред Богом.
В дальнейших речах сектант перевел беседу с рукотворенных храмов на духовные, приводя такие места из Слова Божия, в которых говорится, что тела христиан являются храмами Божиими (2 Кор. 6, 16; Евр. 3, 6; 1 Петр. 2, 4-5).
Уловка сектанта изобличена была миссионером. Миссионер выяснил, в каком смысле тела христиан называются храмами Божиим и как тело христианина может сделаться этим храмом. Только тела тех христиан называются храмами Божиими, которые принимают дары Духа Святого в Таинствах Церкви, которые теснейшим образом соединяются со Христом в Таинстве Причащения, принимая Тело и Кровь Христовы. Только тела православных христиан являются храмами Божьими. Храмами Божиими были тела Святых Апостолов и первых христиан, которые «каждый день», «единодушно» пребывали в храмах рукотворенных, которым мы должны подражать по заповеди Апостола: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1). Баптисты же, отвергая храм рукотворенный, не имеют и духовных храмов, ибо не принимают Тела и Крови Христа, не почитают за святыню Кровь Завета... и Духа благодати оскорбляют (Евр. 10, 29).
8 сентября Божественную Литургию в Матфиевской церкви поселка Лозовая совершал окружный миссионер-священник о. Н. Назаревский и за Литургией произнес поучение о молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы, а за всенощной в тот же день говорил слово на текст: «Приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его» (Лук. 15, 1).
По окончании всенощного Богослужения о. миссионер Свящ. Н. Назаревский провел урок о единстве Церкви Христовой. Присутствовавший на беседе штундовый пресвитер В. Скалдин заявил, что он желает беседовать о Причащении и не с миссионером Назаревским, а с о. Афанасьевым. На поставленный миссионером А. А. Афанасьевым вопрос: что принимают баптисты в таинстве причащения Плоть и Кровь Христовы, как написано в Св. Писании (Иоанн. 6, 48-57; Мф. 26, 26-28; Мр. 14, 22-24; Лук. 22, 19-20; 1 Коринф. 11, 23-25), или простой хлеб и вино, как поют баптисты в своих гуслях No 454 изд. 1908, г. баптист В. Скалдин все время силился доказать, что «баптисты на преломлении хлеба кушают простой хлеб и простое вино. Свое утверждение он основывал на том, что ученики на Тайной вечере «кушали» простой хлеб и простое вино, так как на кресте еще не была пролита Кровь Христова; и что Сам Иисус Христос сказал, что не будет больше пить от плода сего виноградного (Мтф. 26, 29). Говорил он и о том, что Причащение совершается не во спасение, что Плоть Христова не пользует нисколько и что он лично не может допустить, чтобы в Причащении была Кровь Христова.
При свете Слова Божия (Иоанн. 6 гл., Мтф. 26, 26-28; 1 Кор. 10, 16; 11, 23-29; Лук. 22, 14-20) лжепресвитер был совершенно посрамлен; все его утверждения явно противоречили словам Христа и Апостолов об этом великом и спасительном таинстве.
По окончании беседы о таинстве Причащения миссионер о. Н. Назаревский настойчиво предложил В. Скалдину дать ответ, давно ли существует баптизм на белом свете, составляет ли общество баптистов Церковь Христову, имеет ли оно 7 таинств и трехчинную иерархию В. Скалдин ответил, что первым баптистом был Иоанн Креститель и прочитал при этом всю 2 главу Деяний, заметив, что во время сошествия Св. Духа на Апостолов не было еще ни православных, ни баптистов, а были просто последователи Христа.
Миссионер о. Н. Назаревский выяснил, что слово баптист, по толкованию самих сектантов, значит крещенный по вере и что из Св. Писания не видно, чтобы Св. Иоанн Креститель не был крещен, а только других крестил (Матф. 3, 14). Если, по заявлению В. Скалдина, при сошествии Св. Духа на Апостолов не было еще баптистов, то Св. Иоанн Предтеча не был баптистом. Баптисты всего только существуют 300 лет, по свидетельству журнала «Баптист» (1911 г. № 31, стр. 242); а иерархия баптистов в России появилась лишь в 1869 году, когда Онкен рукоположил Василия Павлова, отлученного теперь в Одессе самими баптистами за какие-то дефекты по редактированию и изданию журнала «Баптист». При этих словах В. Скалдин поднял крик и шум, говоря: «Господа, я протестую... Павлов разве мошенник... он не отлучен... пусть миссионер покажет, где отлучен Павлов... Я знаю, что не отлучен». Присутствовавшие, однако подтвердили справедливость слов о. миссионера. Скалдин не нашел иного выхода, как, взявши шапку в охапку удалиться с беседы, пообещав Епархиальному миссионеру явиться на следующий день для беседы о Таинстве Крещения и о крещении младенцев. 9 сентября за Литургией поучение сказал миссионер о. Н. Назаревский о молитвенном ходатайстве Св. Угодников Божиих.
В 2 часа дня Епархиальный миссионер на курсах выяснил вопрос о Таинстве Крещения и поставил сектантам вопрос: как смотрят на Таинство Крещения баптисты - как на таинство или как на простой знак вступления человека в Церковь Христову.
В. Скалдин не исполнил своего обещания и на беседу не явился. Вместо него отвечать начал баптист Григорий, беседовавший 7 сентября о рукотворенных храмах. Не отвечая на поставленный вопрос, сектант начал доказывать ту мысль, что младенцев крестить нельзя, ибо Христос посылал апостолов крестить только взрослых (Матф. 28, 19, Марк. 16, 15). Прежде крещения нужно каяться и исповедовать веру (Деян. 2, 38; 1 Петр. 3. 21), а младенцы этого сделать не могут.
Миссионер пояснил, что он еще не касался вопроса о крещении младенцев, а просил собеседника высказать взгляд баптистов на таинство крещения. Затем, объяснив места из Слова Божия, приведённые сектантом, миссионер вновь поставил первый вопрос о том, как баптисты смотрят на таинство крещения, подается ли в нем прощение грехов и благодатные дары Св. Духа и откуда это баптисты взяли, что младенцы святы по своей природе, когда Св. Писание говорит, что все по природе чада гнева (Ефес. 2, 3) все плотские (Иоанн. 3, 6), все повинны в прародительском грехе (Рим. 5, 12, 18); как плотские, они не могут наследовать Небесного Царства (1 Коринф. 15, 50; Откр. 21, 27).
Сектант в дальнейших речах доказывал одну мысль, что младенцев крестить нельзя, ибо они не имеют личной веры.
Миссионер обстоятельно выяснил вопрос о крещении младенцев и затем, сославшись на статьи из журнала «Баптист» (1911 г. № 5, 7 и 8), выяснил взгляд баптистов на таинство крещения, как на простой внешний знак, ибо они печатно заявляют, что они протестуют против спасения через Крещение и называют его «гнилым и жалким основанием».
Услышав это, сектанты запротестовали, заявляя, что в журнале «Баптист» такой статьи нет. При этом они передали миссионеру № журнала, из которых он цитировал места. На страницах этих номеров не оказалось цитируемой статьи. Но что же обнаружилось? Обнаружилось то, что баптисты подсунули миссионеру номера журнала верные, но только не за 1911 год, как говорил миссионер, а за 1910-й.
Изобличенные баптисты моментально оставили беседу, в том числе и собеседник, позабыв даже принесенные ими номера журнала «Баптист». Православные слушатели убеждали баптистов остаться для дальнейшей беседы, но безуспешно.
9 сентября и закончились миссионерские курсы при ст. Лозовая. Во время курсов народу раздавались листки и брошюры противосектантского содержания. Народу присутствовало на беседах более 1000 человек.
Заключены были курсы благодарственным молебном в Матфиевском храме, который совершили местный о. благочинный и 6 священников. Перед молебном сказал речь священник о. М. Иванов о пользе миссионерских курсов. По прочтении Евангелия сказал слово миссионер о. Н. Назаревский о превосходстве православия перед баптизмом, основанном на человеческом измышлении, а не на Слове Божием По окончании молебна довольно продолжительную беседу провел Епархиальный миссионер по разным вопросам, пререкаемым сектантами-баптистами.
Слава и благодарение о. Благочинному и устроителям курсов Священникам: о Михаилу Иванову и Виктору Попову в поселке Лозовая, где в последнее время, как и при ст. Панютино сектантство сильно множится. Необходимо и пастырям усугубить ревность по вере православной и почаще устраивать беседы с народом в здании железнодорожного училища. Прощаясь с народом, миссионеры пообещали в скором времени опять прибыть в поселок Лозовую для ведения бесед.

Екатеринославские епархиальные ведомости. Екатеринослав, № 29, 1912 год.

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 1 | Уникальных просмотров: 1