Юбилей брата Ивана Ивановича Жидкова

50 лет исполнилось со дня уверования дорогого брата нашего,

Ивана Ивановича Жидкова.

Ниже помещаем мы краткую биографию Ивана Ивановича, из которой можно видеть, как протекала жизнь брата с течения полвека со дня его обращения.

Это было сплошное благовествование о спасении во Христе, сопровождавшееся обильными плодами для Царствия Божия. Пишущий эти строки познакомился с братом И. И. Жидковым, будучи студентом, при проезде через Харьков в 1883 году.

В это время Иван Иванович был Заведующим складом Великобританского и Иностранного Библейского Общества. В его квартире жил известный работник «Штундизма», брат В. Н. Иванов. Но кроме того, у него постоянно ночевали и гостили братья, приезжавшие из деревень с просьбами о ходатайствах по поводу разных гонений за веру. Гостеприимность брата Ивана Ивановича не имела пределов. В сущности говоря, в то время квартира И. И. и маленькая группа верующих в Харькове являлись объединяющим центром для духовного движения Харьковской и других губерний. С тех пор жизнь И. И. протекала на глазах пишущего (эти строки). Наблюдая эту жизнь, приходилось отмечать постоянный дух бодрости и духовной радости на лице брата, преисполненного евангельскими чувствами. Брат И. И. не упускал ни одного случая, где можно было бы благовествовать о Христе.

Брат И. И. умел создавать вокруг себя атмосферу духовного мира и благоволения.

Такое влияние особенно отразилось на духовном состоянии его семьи. Сыновья И. И. превратились в ревностных и видных работников на ниве Божией в России. Дочери его — примерные члены общин. Кто бы ни посетил семью бр. И. И., он чувствовал, во-первых, теплоту гостеприимства, а, во-вторых, веяние какого-то особого евангельского мира и благоговения.

Недавно мне, при проезде через Финляндию, пришлось слышать от одного верующего, что укрепление в своей вере он получил в общении с И. И. и его семьёй. И таких людей мы могли бы насчитать не мало.

По своему происхождению, Иван Иванович принадлежит к выходцам из старой секты молокан. Члены этой секты, несмотря на большие неясности своего учения, будучи свободными от сковывавшего умы влияния православной церкви, достигали заметного уровня умственного развития. Брат И. И. всегда отличался особой развитостью и начитанностью, что очень сильно помогало ему в духовной работе.

Проповеди И. И. были отмечены особой сердечностью и содержательностью.

Брат И. И. проявил себя с самой лучшей стороны в деле устроения общин.

Суммируя сказанное, мы должны признать, что жизнь И. И. была непрерывным служением Господу преданной Ему души.

Мы уверены, что его работа принесла немало живых плодов Господину жатвы и от души желаем, чтобы Господь продлил на много лет дорогую жизнь нашего брата на радость многих детей Божиих. Об этом мы молим нашего Господа и ожидаем от Него благоприятного ответа.

Возрадуйся, дорогой брат, — твоя старость украшена дивными плодами, о которых в день твоего 50-тилетнего юбилея ты можешь сказать Господу: «ВОТ, Я И ДЕТИ, КОТОРЫХ ТЫ МНЕ ДАЛ».

С наилучшими пожеланиями — И. С. Проханов


СООБЩЕНИЕ

о жизни и работе на Евангельском поле Ивана Ивановича Жидкова

в связи о 50-летнем со дня уверования (1874 — 1924 г.).

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!».

В конце мая 1924 г. исполняется 50 лет с тех пор, как брат и работник среди евангельских христиан, Иван Иванович Жидков, начал своё служение Господу. Проживая теперь в Дубовке, Царицынской губ., на р. Волге, он по-прежнему работает в деле служения Господу и Его детям, занимая должность руководителя местной Общины евангельских христиан.

Родители его — Иван Степанович и Анна Васильевна, ныне уже ушедшие из этого мира, — были людьми глубоко религиозными, происходившие из сектантской семьи духовных христиан (молокан). 25-го мая 1858 года у них родился сын, названный по отцу Иваном, и когда ему было еще 8 - 9 лет, он помнит, как родители его собирали у себя группу своих единоверцев для молитвы и размышления о Слове Божием, хотя тогда за это строго преследовали. В то время еще не слышно было о чистом Евангельском движении, но были только отдельные искания, которые толкали жаждущих на путь личного исследования Священного Писания, во исполнение слов Христа: «Исследуйте Писание». Когда И. И. было только 10 лет, его отец в исканиях своих отошёл в вечность, и вся забота по воспитанию двух детей, — сына Ивана и дочери Татьяны, — легли на мать, которая старалась привязать сердца детей к Богу и часто становилась вместе с ними на колени и молилась за них и с ними и их приучая к тому же. В школе И. И. почти не учился совсем, хотя читать научился скоро и в самом раннем детстве прочел известную книгу Мильтона: «Потерянный и возвращенный рай». В начале 70-х годов в нижнее Поволожье проникла Евангельская весть проповеди, которая стала сильно действовать на ищущих спасения душ. Она задела мать и сына и, уверовав на Пасху 1874 г., в мае того же года, они приняли святое крещение по вере и с тех пор почти сразу молодой И. И. начал проповедовать Евангелие как в собраниях, а также, как и всякий христианин, — всякому встречному, свидетельствуя о Господе и Его спасении. И с тех пор почти безо всякого перерыва в разных местах, куда Господь его направлял, И. И. словом служил Евангелию. Его жизнь связана с деятельностью Британского Библейского Общества, в котором он служил, начиная с 1876 г. по 1896 г., сначала в должности книгоноши, распространяя книги Свящ. Писания во время Русско-Турецкой войны 1877 г. на Балканах, в войсках, а затем на Волге в Царицыне, Дубовке и по реке Ахтубе. Во время своей службы И. И. совершал служение слову и в Библейском Обществе. Распространяя писанное слово Божие, он не оставлял и живую работу — сеяние живых семян Евангелия через проповедь и свидетельство людям о живом Спасителе грешников.

Большое влияние на жизнь И. И. оказал и его отчим, известный работник Евангелия и сотрудник В. А. Пашкова, — Яков Делакович Деляков, содействуя его духовному утверждению и влияя и на его духовную работу.

Во второй половине 1878 и в 1879 году И. И., служа в Библейском Обществе в Одессе, мог уделять время для работы и общения в собраниях, где ему также пришлось иметь общение и с приезжими старыми братьями — Ратушным и другими. Ему также пришлось иметь многие беседы о Христе с Тавричанами: Захаровыми, Мамаковыми, Калмыковыми и др., а также убеждать в оправдании верою молоканина села Астраханки Ф. П. Балихина, который вскоре потом уверовал и сделался даровитым пресвитером баптистов. В 1880-х годах пришлось работать по распространению книг Свящ. Писания в Царицыне на Волге и в его районе, а также вести собрания совместно с немецкими братьями, которые были благословенны. Как в Царицыне, так в Дубовке и Ахтубинской долине начались духовные пробуждения, и И. И. при распространении Свящ. Писания и проповеди приходилось выдерживать натиски православных миссионеров и иметь успех в беседах с ними. В январе 1884 г. И. И. переехал в Харьков по службе в Библейском О-ве, где он вскоре же потерял свою первую жену, умершую в полной вере в Господа. И. И. женился вторично на Елизавете Яковлевне Плесковой, от которой и имеет детей, работающих также в настоящее время в Евангельском движении. В Харькове И. И. также работал как по делу распространения Свящ. Писания, служа в Библейском О-ве, а также и в собраниях, которые устраивались по домам. И хотя служба в Библейском О-ве связывала руки в активной духовной работе, но все-же Господь давал время и силы не отставать, поэтому Евангельское движение как в самом Харькове, так и в окрестностях начало разрастаться, так что на это обратил внимание Харьковский православный архиерей Амвросий, который начал произносить в соборе полемические проповеди и даже выпустил брошюру в стихотворной форме под названием: «Проклятый штундист», где на разные лады высмеивались последователи Евангелия и их простое, но глубокое и ясное упование на спасение чрез заслуги Христа. И хотя были такие люди, которые вняли голосу поношения и стали подозрительно относиться к проповеди чистого Евангелия, но было достаточно и таких, которые через это стали еще более интересоваться Евангелием; и во время этих нападений Преосвященного Амвросия некоторые из братьев, вместе с И. И., влезли на колокольню собора и оттуда в расходящуюся из церкви публику стали бросать брошюры евангельского направления, главным образом издания В. А. Пашкова, что произвело немало переполоха среди полиции, которая все время рыскала и искала виновников распространения вредной, по их мнению, литературы. Во время работы в Харькове Ивана Ивановича, Господь благословлял там дело Свое, и число учеников Господа, несмотря на поругания и гонения, умножалось; также огонь перебросился и на Харьковскую губернию. Большему успеху Евангельского движения в Харькове содействовало посещение этого города выдающимися работниками: Ф. П. Еалихиньм, Ивановым, В. В.: а также — Я. Д. Деляковым, Л. Е. Гогбергом, С. К. Багдасарьянцем, Бедекером, И. В. Каргелем и И. С. Прохановым.

Видя, что зажигательные проповеди Преосвященного Амвросия не дали ему успеха против «проклятой им штунды», было возбуждено уголовное дело против И. И. и еще 3-х братьев и одной сестры за совращение по 96 ст., карающей лишением всех прав состояния и ссылкой в Закавказский край. Дело приняло очень серьезный оборот, но Господь выдвинул сильного и умелого защитника — присяжного поверенного Клопова, который привел очень сильные доказательства в невиновности судимых, и суд вынес оправдательный приговор.

Влияние как на духовное развитие, так и содействие в работе духовной оказывали И. И. его близкие друзья и даже родственники по плоти: В. Н. Иванов и его супруга Евгения Семеновна, с которыми И. И. встретился еще во время Русско-Турецкой войны в г. Кишиневе. Нельзя не отметить того знаменательного факта, что во время жизни И. И. в Харькове и его работы там, его дом был открыт всем братьям и сестрам, проезжавшим через Харьков, а особенно — страждущим за Господа, а также вообще всем инакомыслящим в отношении господствующей тогда православной церкви. И в этом отношении к нему и его жене, а вообще и к его дому можно применить выражение Свящ. Писания: «Гай, странноприимец мой и всей церкви» — Римл. 16:23. «Возлюбленный, ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников» — 3 Иоан. 5. Полная оценка всего сделанного ради Господа во время сильных гонений будет произведена в вечности. В 1896 году в угоду полиции новый начальник Библейского О-ва уволил И. И. со службы, и он принужден был с большей семьей — с 7-ю малолетними детьми — покинуть Харьков и уехать к себе на Волгу в Дубовку, а оттуда — в Саратов для отыскания средств к жизни. В Саратове пришлось быть недолго, и уже в 1901 г. И. И. перебрался в тогдашний Петербург, где принимал деятельное участие в работах местной Общины евангельских христиан, участвовал в Совете Общины, в обновлении Общины и ее пробуждении, а через 10 лет пришлось оставить столицу и перебраться на Волгу, поселиться в своем родном городке Дубовке и там вести работу все в той же великой области проповедования Евангелия, и Господ давал и дает Свой успех. Во время последних, перед написанием сего, лет работы, несмотря на преклонный уже возраст (66 лет), на слабое здоровье, на пережитый им, в 1921 г., голод, И. И. еще находил в себе возможность и силы пешком совершать посещения общин и групп по району, так что путешествия составляли путь от 100 до 200 верст зараз. За долгий, сравнительно, период своего служения Господу И. И. старался быть верным Господу, с преданностью совершал дело благовестника и был везде, где он жил, среди кого вращался, для кого работал, — любимым и дорогим человеком, могущим близко вникнуть в переживаемую нужду и помочь советом, утешением, молитвой, а также когда возможно, — и делом реальной помощи. Все, кто с ним сталкивался, об этом знают. Следует отметить, что за малым исключением, И. И. был почти на всех Всероссийских съездах евангельских христиан и состоит членом Всесоюзного Совета. Одна яркая черта всегда сквозила в характере и жизни И. И., это то, что где бы он ни был, чем бы он ни занимался, его главною мыслью жизни и целью ее было, — как бы и чем бы помочь делу Божию и распространению Евангелия Иисуса Христа, которым он и сам оказался возрожденным к новой жизни. Его преданность делу Божию сказалась и в том, что и его дети, которых Господь ему дал, пошли тем, же путем, любя Господа и Его дело. Радостно то, что наступит великий день, когда брат И. И. и все искренние и преданные Господу Его делатели получат чудную оценку от Своего Господина: «хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина Своего».

А теперь можно от души пожелать, чтобы жизнь И. И. продолжалась и дальше, еще с большим Божьим благословением, и закончилась тем, как говорит Писание — «Стезя праведных, как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» — Притч. 4:18.

Журнал "Христианин", № 6, 1924 год

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 1 | Уникальных просмотров: 1