1961-1991 Союза СЦ ЕХБ. 30 лет - краткий и одновременно длительный срок

30 лет — краткий и одновременно длительный срок

С Божьей точки зрения тридцать лет всего лишь мгновение. «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи» (Пс. 89:5). Однако, оглядываясь назад, на тридцать истекших с начала пробуждения в церкви ЕХБ лет, мы можем лишь с изумлением воскликнуть: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоём» (Псалом 144:3-4). Именно для этой цели предназначен этот юбилейный журнал.

Люди, решившиеся 13 августа 1961 года открыто выступить за чистоту евангельского учения, отстаивали с человеческой точки зрения дело заведомо обреченное. Маленькая группка ничего не значащих, беспомощных христиан встала против мощного атеистического государства, растоптавшего и уничтожившего миллионы много более сильных личностей.

В этом особенность всей христианской истории. Лишь несколько учеников остались на горе после вознесения их Учителя. Какие они имели перспективы? Идти ловить рыбу! Это было всё. И на этом с виду безнадежном начале Господь воздвиг Церковь Свою, которую одолеть было невозможно. Так получилось и с христианами в Советском Союзе: движение, обреченное на неудачу и развал, живёт уже тридцать лет. И не заслуга в этом мужественных руководителей, хотя мужество они имели, но Божья. Поэтому на дело Божье стоит посмотреть внимательней.

Члены церквей, объединенные служением Совета церквей евангельских христиан-баптистов, имели все эти годы много недоброжелателей. И это были не только атеисты, облеченные властью. Немало христиан, боящихся страданий, обратилось против них, осуждало их «упрямство» в отношениях к властям. Для них независимое движение было бельмом на глазу, потому что у них не хватало мужества присоединиться к гонимым.

Многие христиане западных стран оказывались обманутыми при своих поездках в Советский Союз и сообщали по возвращении оттуда о прекрасной свободе. Особенно тяжело было видеть бывших братьев по вере, которые выступали вдруг на судах свидетелями на стороне обвинения и заявляли, что они «все поняли и будут впредь выполнять все требования властей».

Однако намного больше было тех христиан, которые с Божьей помощью шли прямым путем. Прошло тридцать лет жестокой борьбы, потребовавшей, к сожалению, немало жертв. С 1961 года евангельские христиане-баптисты Советского Союза провели в местах заключений в общей сложности более пяти тысяч лет. Общая сумма денежных штрафов составляет многие миллионы рублей. Установить точно число невозможно, однако Бог знает его.

«Безнадежное» дело устояло, хотя не раз казалось, что оно висит на волоске. Если Господь защищает, опасность поражения исключена. У учеников Иисуса во время бури на море иссякло мужество, но это не имело определяющего значения. Господь помог им в решительную минуту.

Точно так же и в Советском Союзе верующим в решающих мгновениях всегда приходила помощь. 17-18 августа 1991 года они праздновали в Москве свой юбилей. А на следующий день произошел путч, провалом которого закончилась эпоха преследований. В том, что праздник благодарения имел место накануне, еще одно проявление чуда.

Это совершил Бог! 

Христиане бывшего Советского Союза имеют возможность свободно собираться для проведения богослужений! Кроме этого они могут говорить о своей вере окружающим. Они могут проповедовать Евангелие в тюрьмах и дворцах культуры. Их приглашают в школы преподавать детям основы христианского вероучения. Всего несколько лет назад едва ли кто поверил бы в такие перемены, и, тем не менее, они произошли. Бог сделал их реальностью.

Богослужения и прежде имели место, однако какой ценой давались они христианам? Ныне же ситуация иная: даже независимые (незарегистрированные) евангельские христиане-баптисты, перенесшие, пожалуй, наиболее жестокие и длительные преследования, смогли наконец облегченно вздохнуть. 7-18 августа в Москве на праздничной конференции вспоминали тридцатилетний путь, имевший началом 13 августа 1961 года. Присутствовали представители всех возрастов: старцы-«ветераны», братья и сёстры среднего возраста и молодёжь. Сотрудники издательства «Христианин» впервые приняли участие в конференции и даже показали самодельную печатную машину, на которой многие годы тайно печаталась христианская литература. Естественно, очень немногим были знакомы они и труд их.

Первый день в основном заняли воспоминания о пройденном, часто очень тяжёлом пути; во второй день братья попытались осторожно наметить перспективы на будущее. К сожалению, ситуация в СССР ещё не настолько стабильна, чтобы можно было строить твёрдые планы. Неудавшийся путч 19 августа показал ясно, что предусмотрительность обоснована.

Юбилейное торжество проходило под лозунгом: «Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!» (Пс. 67:29). Все участвовавшие в Слове выделяли две основные мысли лозунга: Во-первых, никто не должен возомнить о себе, что он своей силой устоял в годы гонений. Всё соделал Бог. Ни у кого не должно возникнуть мысли, что он выдержал время преследований и смог победить своей собственной силой. Во-вторых, обращенная к Богу просьба об утверждении говорит о решимости псалмопевца продолжать начатый путь.

В христианской жизни надо рассчитывать на трудности. Они могут быть разными, и для их преодоления нужна сила. Воины Божьи должны быть готовы к ударам сатаны и для их отражения просят у Бога силы. Там, где этого сознания нет, нет и перспективы на будущее.

На юбилейном празднике вознеслось много молитв благодарения Господу за путь, которым Он вёл Своих детей. Пусть же пример церкви на востоке приведет и нас на западе к размышлению и благодарности.

Исходное положение

В 1917 году после Октябрьской революции очень скоро начались преследования Церкви. Уже в начале двадцатых годов власти предприняли меры с тем, чтобы поставить протестантские церкви под свой контроль. К примеру, летом 1923 года было духовно сломлено руководство евангельских христиан, возглавляемое И. С. Прохановым.

В газете «Известия» от 12 августа 1923 года была опубликована статья, подписанная Президиумом Союза евангельских христиан. Она призывала: «Все наши силы и знания использовать для укрепления и поддержки Советской власти, которая мирскими методами стремится к достижению тех идеалов, которые Христос завещал Своей Церкви».

Духовной свободы и независимости руководство евангельских христиан вновь достичь не смогло. В последующие годы многие руководители евангельских христиан были арестованы. Разгромлен был и Союз баптистов, руководители которого также были арестованы. Когда 8 апреля 1929 года было опубликовано общеизвестное пресловутое «Постановление о религиозных объединениях» и уничтожение духовной жизни в стране началось с большим размахом, о сопротивлении верующих не могло быть уже и речи.

22 июня 1941 года началась война между Германией и СССР. В это время по всей стране не насчитывалось и десятка действующих церквей. Война ослабила Советский Союз, вынуждая его все усилия мобилизовать для победы. Преследование христиан уже не могло продолжаться с прежней интенсивностью. С другой стороны, разочаровавшиеся в строительстве рая на земле люди всё более обращались к вопросам богоискания. Повсеместно в стране начали проводиться богослужения — вначале тайно, маленькими группами, которые затем росли. Так возникли общины, неконтролируемые государством, что, конечно же, не могло остаться незамеченным.

С 26 по 29 октября 1944 года в Москве с согласия властей прошёл съезд, в работе которого приняли участие сорок пять оставшихся в живых членов бывшего руководства евангельских христиан и баптистов. Некоторые из них были специально освобождены из заключения, чтобы быть участниками съезда. Они образовали так называемый Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Разумеется, эти люди должны были держаться курса, предписанного им государством. Это означало: ближе познакомиться с новообразованными общинами, подчинить их своему контролю, затем проводить там то, что угодно было государству. Освободиться от зависимости перед атеистической властью эти люди более не смогли.

Примерно одна треть образовавшихся общин были за короткое время признаны государством и зарегистрированы, остальным общинам в регистрации было отказано. Эти общины, как «незарегистрированные», подверглись давлению. Началась волна преследований. Тысячи христиан были после окончания войны арестованы и в большинстве случаев осуждены к двадцати пяти годам лишения свободы. 

После смерти Сталина (1953 год) наметился период «оттепели», однако в конце пятидесятых годов коммунистическая партия приступила к своей честолюбивой программе, имеющей целью искоренение веры в Бога. По истечении немногих лет собирались показать последнего верующего по телевидению!

В зарегистрированных общинах присутствие на богослужениях детей до восемнадцати лет не допускалось. Участвовать в проповеди Слова Божьего проповедникам-гостям из других общин запрещалось. Запрещена была материальная помощь находящимся в нужде членам общины. Право проповедовать имели лишь немногие братья. Духовная жизнь угасала. На вопросы о том, что же будет дальше, некоторые служители советовали приобретать радиоприемник, поскольку не исключалось, что вскоре будет разрешено только одно богослужение в месяц для совершения Вечери Господней.

Всё темнее становились тучи над незарегистрированными общинами. Многочисленные аресты возвестили новую волну преследований христиан. Мужество их слабело: что ожидало их? Слишком свежи еще были воспоминания о страшных тридцатых годах и о гонениях в первые послевоенные годы. Все понимали, что неподчинение атеизму означало арест и смерть — почти каждая семья это уже пережила.

Пренебрегая опасностью, многие братья-служители шли на сознательный риск: проводили крещения, посещали церкви и даже учили пению. Однако как долго эти действия могли оставаться втайне? В конце концов будут схвачены властями и эти мужественные служители — и что тогда?

Невозможно счесть всех молитв, вознесшихся за это время к Богу из сердец верующих, сколько просьб о помощи в казалось бы безвыходном положении. Это было исходное положение шестидесятых годов.

Так это начиналось

13 августа 1961 года является для евангельских христиан-баптистов в Советском Союзе днём нового Начала. В длившемся десятилетия молчании христиан наметились наконец-то перемены. Ещё ничего не знал об этом мир, да и большинство верующих в стране, за исключением немногих посвященных. Небольшая, дотоле неизвестная группа верующих, получившая впоследствии название «Инициативная группа по созыву Чрезвычайного всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов» направила в то памятное воскресенье руководству ВСЕХБ в Москве письмо.

Авторы послания обличили Всесоюзный совет в том, что под давлением государства он не только стал терпимым ко греху в церкви, но и вовсе уничтожил Божий принцип, по которому все жизненно важные вопросы церкви решаются единственно самой же церковью. Антибиблейские действия ВСЕХБ не являются случайностью, но хитронадуманной системой борьбы с христианством. Инициативная группа потребовала созыва съезда, на котором можно было бы обсудить сложившееся критическое положение и предупредила Всесоюзный совет о возможных последствиях в случае блокирования созыва съезда с его стороны.

Не отчаяние и не легкомыслие способствовали обращению Инициативной группы ко ВСЕХБ. Ему предшествовало длительное время размышлений и анализа сложившейся ситуации, отмечает брат Геннадий Константинович Крючков. Это был период молитв и самоисследования многих христиан в Советском Союзе.

23 августа Инициативная группа позвонила во ВСЕХБ, чтобы узнать его реакцию. Между Г. К. Крючковым и А. В. Каревым состоялся телефонный разговор, из которого стало ясно, что ВСЕХБ не имеет своего собственного мнения в вопросе организации съезда. Он был в состоянии исполнять лишь предписания властей. Наиболее значительным достижением Инициативной группы было преодоление именно этого барьера зависимости от авторитетов мира сего в церковных вопросах и безусловное подчинение Богу. После этого Господь мог свободно действовать в Своих детях, и Он показал, какими благословениями богат такой выбор.

После телефонного разговора с Каревым предположение превратилось в уверенность: ВСЕХБ был не в состоянии следовать призыву Божьему. В тот же день, 23 августа, Инициативная группа направила министру внутренних дел СССР заявление с просьбой о разрешении на проведение съезда верующих. Поместным церквам были разосланы обращения с анализом ситуации в стране и призывом поддержать ходатайство о созыве съезда.

Тысячи христиан по всей стране, казалось, только и ждали такого призыва. Они примкнули к инициаторам и по местам своего проживания поддерживали их ходатайство. В проведении съезда верующим было отказано. Гонения же еще более усилились. Однако ничто не могло уже поколебать их решимости принадлежать лишь своему Господу. Они отделились от всего, что лишало их духовной свободы. Наметилось отделение от общин, которые не намерены были идти путем новым, святым.

На одном из совещаний в январе 1962 года инициаторы решили избрать Организационный комитет по подготовке намеченного съезда. Деятельность Оргкомитета привела к тому, что в 1963 году проведение съезда было в самом деле разрешено, однако разрешено неходатайствовавшим о нем зарегистрированным общинам. Комитет, который добивался съезда, остался перед закрытой дверью. Однако верующие независимых церквей на этом не остановились. В 1963 году они подали четыре, а в 1964 году десять заявлений на проведение независимого от государства съезда — безрезультатно.

Верующие были вынуждены реорганизовать Оргкомитет, однако начатое им дело переросло в духовное движение и общим намерением было: и впредь держаться вместе. На тайном совещании 18-19 сентября 1965 года братья-служители приняли решение основать Союз независимых церквей ЕХБ, руководящим органом которого должен был стать Совет Церквей. Жизнь в общинах становилась активнее. Братья выработали Устав Союза, согласно которому в духовной жизни единственным авторитетом и верным руководством признавалась Библия.

Следующим очень важным документом Союза явилось пособие «Об освящении и очищении», в котором предлагались практические, очень полезные советы. Со времени ликвидации церквей в довоенное время эта тема была совершенно запущена.

Борьба за детей и молодежь

В начале шестидесятых годов детей и молодёжи на богослужениях присутствовало очень мало. Власть имущие преследовали верующих за их открытое христианское воспитание детей, и поэтому многие христиане предпочитали оставлять своих детей дома. Это привело к духовной запущенности детей из верующих семей.

В пробужденных церквах в первую очередь было обращено внимание на то, что дети принадлежат церкви. Иначе невозможно всерьез принимать стремление к Небу, сочетающееся с равнодушием к спасению душ своих детей!

Большинство судебных процессов над христианами в СССР в той или иной степени явились следствием присутствия детей на богослужениях и их христианского воспитания в семьях. Брать с собой детей на богослужение было очень опасно! Каждый член церкви вновь и вновь проверял свою готовность даже и на смерть пойти ради своего Господа.

Знал, конечно, каждый при этом, что своих сил на эту готовность не хватит. (Убедительным примером здесь является Пётр, который был преисполнен решения даже умереть со своим Господом.) И, тем не менее, Священное Писание требует от любого христианина быть готовым к страданиям: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь того же мыслию» учит тот же самый апостол Пётр в своём первом Послании 4:1.

Важнейшим результатом движения того времени был евангельский настрой, который вновь пробудился в церквах: на страдания необходимо рассчитывать, их нужно переносить.

На первом этапе таким образом была борьба за присутствие детей и молодежи в богослужении. Эта борьба принесла плоды: угрожающее вымирание церквей было остановлено, они в буквальном смысле помолодели. Никакие аресты не могли помешать верующим брать с собой детей на богослужения. Наконец власти были вынуждены пойти на уступки и смириться с действительностью.

Однако на этом не остановилось. Дети подрастали, они нуждались в духовном общении со своими ровесниками. Таким образом встал вопрос об основательных занятиях с молодежью. Во второй половине шестидесятых годов все большую популярность обретали крупные общения христианской молодежи, которые властями часто жестоко разгонялись. Тем не менее, организация молодежных встреч в майские и ноябрьские праздники на различных местах, проходивших иногда под открытым небом, чаще в частных домах, а позже в палатках, стала традицией. Молодые, только пришедшие к вере братья говорили здесь свои первые проповеди, и после определенного времени они могли проповедовать также в собраниях общины.

Важной частью богослужений является хоровое пение, в котором участие молодых всё более увеличивалось. Позже добавляется церковный оркестр. Но, как выяснилось, уровень музыкального образования был недостаточен.

Тогда были образованы регентские курсы, проводившиеся до недавнего времени нелегально, а в настоящее время — открыто и регулярно по всей стране.

Общины неудержимо росли, и со временем частные дома оказались слишком маленькими для проведения богослужений. В пробужденных церквах дети и молодежь составляли половину всех посетителей богослужений, а иногда и больше. Государство разрешало церквам строить свои Молитвенные дома, но для этого они должны были зарегистрироваться. Это означало, по крайней мере, на бумаге согласиться с тем, чтобы не допускать детей к участию в богослужении. Большинству незарегистрированных церквей это было неприемлемо. Они нашли выход, воздвигая легкие постройки, на которые не нужно было разрешения властей. Вначале это были простые вместительные палатки. Затем стены и крышу стали утеплять на зимнее время. В этом вопросе было немало столкновений с властями. Однако сегодня без таких палаток многие общины просто не могут более обходиться.

В 1961 году одно лишь открытое присутствие детей на богослужениях казалось невозможным. К 1985 году — началу ослабления гонений — верующие отстояли себе много прав. Правда, ничего не досталось им даром, однако одно стало ясно: там, где послушание Богу ставится выше послушания людям, Бог дарит победу.

В авангарде борьбы — Совет Церквей

Трудно себе представить всю тяжесть ответственности положения, которая лежала на протяжении нескольких десятилетий, а в определенной степени лежит и теперь на руководящих братьях, членах Совета Церквей ЕХБ. Кроме обычной для служителей ответственности за церкви, на плечи братьев легла еще и ответственность за тот особый курс, который они признали верным и которым они не только сами пошли, но и других повели.

В смутное время выступили эти безызвестные инициаторы съезда, на котором необходимо было обсудить и устранить беззакония в церквах. Своим воззванием, посланным 13 августа 1961 года руководству зарегистрированных евангельских христиан-баптистов, они по существу объявили борьбу государственному атеизму.

Однако инициаторы не остались со своим воззванием в одиночестве. Многие общины поддержали их. Как уже упоминалось, в 1962 году Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созыву столь необходимого Всесоюзного съезда, съезда, не проводившегося с двадцатых годов. Реально ли было Оргкомитету рассчитывать на получение разрешения для его проведения?

Между тем, органы госбезопасности лихорадочно выискивали предполагаемых закулисных вдохновителей, скрывающихся, по их мнению, за спинами официальных инициаторов съезда. Годы прошли, прежде чем они поняли, что нет никаких «вдохновителей». Переименование Оргкомитета в 1965 году в Совет Церквей ЕХБ по сути соответствовало деятельности братьев и было понятнее для верующих.

Не совсем год спустя после этого, 15-17 мая 1966 года, перед зданием правительства в Москве собрались около шестисот делегатов многих общин с намерением изложить правительству свое положение. Делегаты были арестованы, а руководящие братья — Г. К. Крючков, М. И. Хорев, Г. П. Винс и многие другие были осуждены к различным срокам лишения свободы. Братство лишилось почти всего руководящего состава.

Однако как власть имущие, так и верующие смогли затем убедиться, что дело Божье зависит не столько от людей, сколько от Самого Бога. В то время, как братья находились в узах, приступило к деятельности, к примеру, нелегальное издательство «Христианин», был реорганизован и стал эффективнее в своей деятельности Совет родственников узников.

Г. К. Крючков стал председателем Союза Церквей со дня его образования. Из-за постоянных преследований он был вынужден совершать свое служение нелегально. Почти все служители Совета перенесли узы, многие неоднократно. Некоторые ветераны движения уже в вечности. Н. П. Храпов закончил земную жизнь в заключении. Н. Г. Батурин, ставший секретарем Союза вместо Г. П. Винс, высланного из страны, скончался от инфаркта. Это произошло спустя несколько месяцев после его освобождения из заключения, где он в общей сложности провел 24 года.

К сожалению, не все братья вынесли тяжесть испытаний. Кое-кто избрал более легкий путь, оставив служение, либо пойдя на компромисс с властями. Конечно, отдельные общины от этого пострадали, однако, вопреки ожиданиям недругов, дело Божье не разрушилось. Господь Иисус Христос сказал однажды, что врата ада не одолеют Церковь. И к этой всемирной Церкви Христа относится Союз евангельских христиан-баптистов.

Совет родственников узников. Нелегальная типография. Узники

Домохозяйки и Бюллетени

Инициаторы съезда с самого начала знали, что их борьба не будет легкой. Они рассчитывали на все. Много угроз им пришлось слышать, известны умершие мученической смертью. Однако до страшных репрессий тридцатых годов не дошло. Во-первых, изменилось время, а во-вторых, защитным валом вокруг гонимых христиан явились молитвы верующих в Советском Союзе и во многих других странах. Освобождающиеся из уз христиане, в числе которых в 1987 году был и наш нынешний сотрудник Эдуард Эверт после пятилетнего (2x2,5) срока заключения, свидетельствовали о том, что власти по отношению к верующим не всесильны.

В самом начале движения верующие предприняли очень важные шаги для взаимной поддержки: некоторым сестрам, женам арестованных служителей, было поручено составлять списки узников. Занятие это в те годы было весьма опасное, но сестры посещали церкви по всей стране и собирали информацию.

23 февраля 1964 года в Москве впервые состоялось общение жен узников, разумеется, нелегальное. Они собрали данные о ста пятидесяти четырех узниках-христианах. Двести девяносто семь человек, из них двести двадцать восемь детей дошкольного и школьного возраста, остались без средств к существованию. Сестры решили образовать Совет родственников узников, задачей которого было бы ходатайство о защите узников и их семей. В Совет были избраны Лидия Говорун из Смоленска, Нина Ястребова из Харькова, Любовь Руднева из Семипалатинска. 5 июля 1964 года Совет родственников узников сообщил уже о 174 узниках и о их 442 родственниках, оставшихся без средств к существованию. Однако и этот список был еще неполным.

После того, как 17 мая 1966 года в Москве перед зданием ЦК КПСС была арестована делегация верующих, численностью около шестисот человек, со всего Союза съехались родственники арестованных с целью узнать что-либо о судьбе своих близких. За время длительного ожидания они имели возможность рассудить о своих дальнейших действиях. Председателем Совета родственников узников стала Лидия Михайловна Винс, мать Георгия Петровича Винс, который также был арестован 19 мая в тот момент, когда по поручению братства пытался выяснить местонахождение делегации.

С одобрения и при поддержке оставшихся на свободе руководящих братьев сестры Совета родственников узников приняли решение об издании Бюллетеней для публикации собранной информации о судьбе узников и их семей, а также и о гонениях христиан в целом.

В самые тяжелые годы репрессий, когда почти все организации по защите прав человека в Советском Союзе вынуждены были прекратить свою деятельность, Бюллетени выходили регулярно. Как приложение они нередко содержали фотографии новых узников с указанием их адресов. С 1966 года было издано сорок один номер Бюллетеней, каждый из которых распространялся по всей территории Советского Союза.

Сестры — члены Совета родственников узников постоянно подвергались слежкам и угрозам. С целью получения достоверной информации им нередко приходилось совершать далекие поездки, чтобы провести расследование непосредственно на месте. 

На тайных совещаниях собранная информация обсуждалась и утверждалось содержание Бюллетеня. Большинство из этих сестер были матерями больших семей.

За свою деятельность в Совете родственников узников Лидия Винс, Лидия Бондарь, Ульяна Германюк и Зинаида Вильчинская были осуждены к лишению свободы. Вместе с ними шли в узы и их юные помощницы.

Осуждена была также член Совета родственников узников Серафима Юдинцева — мать тринадцати детей. Приведение приговора в действие в этом случае было, однако, вначале приостановлено из-за маленького ребенка, а затем и вовсе прекращено — началась перестройка.

Несомненное влияние на весь ход дела имело и заступничество многих христиан мира, в числе которых особо следует отметить активность женских христианских Союзов Нидерландов, информируемых миссией Фриденсштимме Нидерландов.

Опасный труд: Нелегальная типография

Бюллетени Совета родственников и многое другое печаталось в нелегальной типографии издательства «Христианин». Чтобы исключить опасность быть обнаруженными, печатники вынуждены были полностью уйти на нелегальное положение. Лишь очень редко в ночное время они могли на короткое время неожиданно появиться в своем доме с тем, чтобы перед рассветом вновь незаметно уйти.

Поскольку запах типографской краски на улице мог выдать место нахождения типографии, приходилось работать в практически непроветриваемых помещениях, что, конечно же, было очень вредно для здоровья печатников.

Перевозка готовой продукции была также небезопасна. Обнаруженная органами ГАИ при контрольной проверке на дорогах христианская литература конфисковывалась, водитель и его сопровождающий арестовывались.

Невозможно было пользоваться и авиатранспортом, так как литература в чемоданах могла быть обнаружена при досмотре.

Следующая трудность — переплет литературы, который также возможен был лишь тайно.

Всего арестовано было в связи с изданием христианской литературы более ста верующих, обнаружено шесть типографских точек. Некоторые верующие участие в этой работе оплатили своей жизнью.

Из истории миссии «Фриденсштимме»

С середины семидесятых годов все больше верующих немцев переезжало из СССР в Германию. Однако свою родину забыть они не могли и были озабочены мыслью: как бы эффективнее помочь своим братьям и сестрам по вере, оставшимся в СССР. В 1978 году четырнадцать образовавшихся тогда общин, состоящих из переселенцев, пришли к согласию организовать миссию, которая была названа «Фриденсштимме» (Голос мира). Этим названием подчеркивалось, что основной целью миссии являлось не публикация клеветы на Советский Союз или другие страны, но распространение Благой вести о спасении и примирении во Христе Иисусе.

Считаем немаловажным отметить, что до официального учреждения миссии ответственные за ее организацию братья посетили Советский Союз и обсудили свое намерение с руководством Совета Церквей, получив при этом их полное согласие и одобрение.

Начало миссии было таким же, каким оно, вероятно, бывает у любой христианской организации: была уверенность в воле Божьей, было благое намерение, но касса была пуста. Деятельность миссии начиналась очень скромно с посещения знакомых верующих и церквей, и сообщений о положении верующих в СССР. Постепенно образовался круг друзей миссии, оказывающих ей доверие. Через год остро встал вопрос о помещении. С помощью американских друзей был приобретен небольшой жилой дом, который, однако, пришлось прежде всего основательно отремонтировать. Со временем приходил опыт. Одной из важнейших задач миссии с самого начала являлось распространение информации о положении христиан в СССР. При этом сообщения давались с точным указанием места события и имен, чего до тех пор никем в подобном объеме и обстоятельности не делалось. Списки узников помогли многим христианам на западе получить истинное представление о гонениях христиан в Советском Союзе, так как многие были ослеплены  Советской пропагандой о мнимой свободе вероисповедания в СССР.

Большинство путей, по которым в годы гонений осуществлялась непосредственная поддержка христиан в Советском Союзе, остаются в тайне до сего дня. Сделать удалось много. Количество ежегодно переправляемых гонимым христианам Библий и других христианских книг обозначалось пятизначной цифрой. Кроме того, нелегальное издательство «Христианин» снабжалось печатными пластинами, типографской краской и другими необходимыми материалами. Однако для ознакомления печатников нелегального издательства методам работы с западными материалами и инструментом необходимо было сотрудникам миссии прежде самим овладеть ими. Таким образом возникла необходимость оборудовать собственную небольшую лабораторию и приобрести маленькую печатную машину.

Через несколько лет оказалось, что дом для работы миссии слишком мал.

После долгих поисков нашлось необходимое здание и — как это нередко бывает — совсем под боком... Уже в течение длительного времени примерно в пятистах метрах от дома миссии продавалось здание бывшего молочного предприятия! Его удалось приобрести за очень низкую цену, и после основательного ремонта здание стало украшением селения Коттхаузен, в котором находилось. В декабре 1985 года на торжественное открытие были приглашены преимущественно те, кто добровольно принимал активнейшее участие при реконструкции здания, длившейся один год.

В течение прошедших лет в работе миссии произошли некоторые перемены: пожилые сотрудники ушли на пенсию, их заменили молодые братья. Некоторые сестры, вышедшие замуж, оставили труд в миссии. Работа тем не менее продолжается с нарастающими темпами.

Необходимость труда миссии для СНГ растет; сегодня она приняла иные формы. Миссия находит применение своей деятельности, и это дает ей право на существование.

Наши задачи

 Церкви, основавшие миссию, поручили ей с самого начала ее организации оказывать помощь христианам в Советском Союзе. Эта цель остается и поныне. Однако потребности христиан в бывшем СССР изменились.

Во времена жестоких гонений они просили о молитвенной поддержке, чтобы им не ослабеть в вере. Эти просьбы миссия передавала христианам Запада. По мере возможности гонимым оказывалась и материальная помощь.

Проповедь Евангелия для миссии в годы гонений была возможной только по радио. Поэтому миссия передавала в эфир для СССР в течение недели несколько христианских радиопередач.

В связи с постоянно изменяющейся ситуацией в СНГ возникает необходимость верной и актуальной информации с тем, чтобы поддерживающие миссию верующие Запада могли правильно оценивать положение христиан в стране, так как из светских источников информации ничтожно мало можно узнать о их положении и проблемах.

В настоящее время христиане в бывшем Советском Союзе почти не нуждаются в правовой защите. Конфликты с администрацией в связи с евангелизационной деятельностью возникают редко. В 1991 году, насколько нам известно лишь в Узбекистане было сообщено верующим о том, что евангелизация запрещена законом. Между тем в миссию поступают тысячи писем от христиан из СНГ с просьбами о христианской литературе для евангелизации. 288-миллионное население бывшего Советского Союза испытывает непостижимый для Запада духовный голод. Все возрастающий поток писем с просьбами о христианской литературе и волнующими их лично духовными вопросами поступает в миссию от неверующих. Отвечать на письма нам помогают многие христиане, выехавшие ранее из Советского Союза.

Большой проблемой является низкий уровень материального благосостояния населения в СНГ. Потребность в одежде и предметах обихода неизмеримо выше того, что предложено в магазинах. Снабжение продовольствием в городах на грани кризиса. Во многих местах недостает самых необходимых медикаментов. В создавшемся положении необходимо постоянно совершенствовать методы благотворительных акций. Щедрые пожертвования медикаментами, продуктами питания и одеждой дают нам возможность посылать помощь населению на грузовых автомашинах и на советских грузовых самолетах.

При этом для нас крайне важно, чтобы материальная помощь распределялась местными верующими. Это способствует достижению контакта христиан с населением.

Посылки с продуктами питания и одеждой во многих местах открыли христианам доступ в школы, интернаты, дома престарелых, больницы и даже в места заключения.

Рост национального самосознания среди народов бывшего Советского Союза создает для христиан новые трудности и задачи: все больше людей хотели бы иметь Слово Божье на своем родном языке. Для нашей миссии это означает поиски возможностей издавать Священное Писание, по крайней мере, отдельные части его на соответствующих языках.

Одной из важнейших задач миссии стала поддержка миссионеров, посылаемых церквами СНГ на служение.

Положительные перемены в государстве

Неожиданное досрочное освобождение из мест лишения свободы многих узников-христиан, начавшееся в 1987 году, сделало заметным определенное смягчение политики государства в религиозной области. Затем стала возможной пересылка Библий и другой религиозной литературы по почте, а после землетрясения в Армении транспортировка всевозможной благотворительной помощи и христианской литературы производится грузовыми машинами.

Подавляющее большинство населения бывшего СССР как будто только и ждали ослабления атеистического давления. Прежние предрассудки о так называемых идеологических противниках потеряли свою остроту.

В корне изменилось отношение и к нашей миссии. Если раньше власть имущие видели в миссии Фриденсштимме злейшего врага советского государства, то в конце 1990 года в Кремле депутатам Верховного Совета РСФСР от имени миссии были розданы Библии, а сами работники миссии были приняты в Кремле как почетные гости.

Интерес к Богу, Библии велик во всех слоях населения. Нечасто встречаются сегодня верующие с людьми нежелающими слушать об Иисусе Христе. Во многих школах введено преподавание религии, верующие посещают тюрьмы и колонии с христианскими программами.

Немало высокообразованных людей откровенно признают, что ничего не знают о Боге, и впервые читаемую Библию понимают на уровне ребенка. Но именно знакомясь с Библией, эти люди надеются познать Бога. Такая их откровенность вдохновляет продолжать нести им Слово Божье.

Разрешение на открытие филиала в Москве

Снятие ограничений в СНГ на проповедь Слова Божьего открыло невиданные прежде возможности для евангелизационной деятельности. Страна, однако, настолько велика, что христианская миссия на западе не может иметь обо всем верное представление. Таким образом возник вопрос об открытии филиала в Москве. Намерение, еще год назад казавшееся утопическим, стало реальным скорее, чем мы предполагали.

Для начала в Москве открылось небольшое бюро, координирующее нашу работу. В настоящее время наши сотрудники подыскивают в Москве либо в ее окрестности подходящее здание или земельный участок.

Планируется открытие собственной типографии и устройство просторного помещения, в котором было бы возможно проводить богослужения. Строительные работы намерены выполнять местные верующие.

В задачи филиала входит поддержание контакта с общинами по всей стране и распределение имеющихся в наличии литературы, материальных средств и благотворительной помощи. Это непростая задача, поскольку наши возможности не безграничны, а нагрузка будет немаленькая. Для работы в филиале будут приглашены верующие, имеющие опыт и мудрость, предпочтительно бывшие узники за Слово Божье, продолжающие после освобождения из уз нести служение в братстве.

Интернациональное сотрудничество

Работа миссии Фриденсштимме в Германии не была бы столь эффективной без участия в ней родственных по духу христианских организаций в других странах.

С их помощью информация, которой мы располагаем, достигает христиан многих стран мира. В недалеком прошлом ходатайства о находящихся в нужде и опасностях узниках и их семьях в бывшем Советском Союзе благодаря им были намного эффективнее. Мы намерены и в дальнейшем вместе трудиться для Господа.

У каждой родственной нам миссии есть свои добрые особенности. В Бразилии, например, хорошо организованы евангелизационные радиопрограммы, содержащие сообщения о христианской жизни в CHF. Многие христиане в Голландии в своей миссионерской деятельности особую заботу проявляли в прошлом о сестрах Совета родственников узников.

Ежегодные конференции регулярно проводятся только в Германии и Голландии. На этих конференциях, где присутствуют тысячи верующих из многих общин, широко информируется о положении христиан в бывшем Советском Союзе, определяются направления и методы дальнейшего с ними сотрудничества, обсуждаются проблемы и нужды с тем, чтобы участвовать в них и молиться о них.

На этой странице помещены фотографии представителей некоторых христианских миссий, сотрудничающих с нами. 

Примеры нашего служения

С верой в будущее

В сентябре 1991 г. на ежегодной конференции миссии Фриденсштимме в Германии в качестве почетных гостей были председатель Совета Церквей ЕXБ Г. К. Крючков и сотрудник Совета Церквей П. Д. Петерс. Просторный зал «Мюнстерландхалле» принял более 7000 представителей церквей Германии и верующих других стран.

Особенно волнующей была встреча с братом Г. К. Крючковым, бывшем десятки — лет на нелегальном положении и получившем теперь возможность официально посетить запад. Этим убедительно подтверждалось, что истина в конечном итоге всегда побеждает и правильно делает тот, кто неукоснительно следует Божественным принципам, не пытаясь свою судьбу устраивать своим разумом.

16 сентября 1991 года в здании миссии состоялась встреча сотрудников миссии Фриденсштимме Германии, а также родственных нам миссий из Австралии, Голландии, Англии и. Франции с братьями Г. К. Крючковым и П. Д. Петерс (фото вверху). О многом говорилось в тот день. В свое время наша миссия была организована с целью поддержания христиан в Советском Союзе. Эта цель и сегодня актуальна.

Прежде всего мы намерены и впредь информировать христиан всего мира о событиях в бывшем СССР — ныне содружестве независимых государств (СНГ) — с тем, чтобы о положении общин не было забыто.

Мы считаем, что задачей христиан на западе остается поддержание евангелизации на востоке молитвами и пожертвованиями. Мы и впредь намерены поставлять в СНГ христианскую литературу, снабжать христиан по мере возможности продуктами питания, одеждой, медикаментами, которые будут ими распределяться среди населения.

Служение ближним делает нас самих богаче благословениями, которые ценнее всех наших пожертвований. «Помогая гонимым верующим в СССР, мы помогли себе», - сказал пастор одной баптистской церкви Австралии. В этом же, могли убедиться и тысячи христиан запада.

Давать блаженее, чем принимать. Этому учит нас Священное Писание.

Издатель: Миссия Фриденсштимме «Голос мира». Впервые издано в 1991 году на немецком языке для христиан запада по случаю тридцатилетия Союза Церквей ЕХБ в СССР (СНГ). Перевод на русский язык осуществлен в сентябре 1992 г. Missionswerk Friedensstimme • Postfach 100638 • 5270 Gummersbach

Сканкопия юбилейного журнала "1961-1991 Союза СЦ ЕХБ. 30 лет - краткий и одновременно длительный срок"

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 1 | Уникальных просмотров: 1