Баптистские съезды и Отчет о деятельности сектантов Сибири и Казахстана

Баптистские съезды

В Омске недавно происходил съезд баптистов не только Акмолинской области, но и других губерний. Есть представители от Благовещенска, Ростова-на-Дону и т. д. Совещания ведутся в большой тайне. Верховодит Мазаев. Баптисты широкие планы вырабатывают для разрушения православной Церкви. Обсуждалась организация устной и печатной пропаганды, организация библиотек, воскресных школ и курсов.

Особенное внимание обращает баптист на пропаганду среди молодежи обоего пола.

В Омске баптисты организовали уже кружок для пропаганды среди молодежи. Председателем его является Осипов, товарищем Н. И. Горбачев, члены совета: Ревутов, Попов и Титков.

Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1910 № 18

На фотографии: Дом, построенный ссыльными штундистами, 1901 год. Енисейская губерния, Туруханский край.

Отчёт о деятельности сектантов

При составлении настоящего отчета Миссионерский Совет руководился отчетом бывшего Епархиального миссионера Д. А. Несмеянова за 1910 год, представленным в Совет в 1911 году и краткими отчетами епархиальных окружных миссионеров об их поездках для бесед с сектантами в 1911 г. Из отчета г. Несмеянова за 1910 год, видно, что общее количество сектантов в Омской епархии простирается до 9236 душ обоего пола. По характеру вероучения они распределяются: на штундистов 859, штундо-баптистов 5380 душ, молокан уклеинского толка 2624 душ., субботников 12 душ., меннонитов 1667 душ. подозреваемых в принадлежности к хлыстовству 7 душ, духоборов 29, адвентистов 100 и иоаннитов неизвестное количество. Наиболее заражены сектантством уезды: Омский, Павлодарский, Акмолинский, Атбасарский и Тюкалинский, при чем в Омском уезде особенно заражены приходы Борисовский - 495 душ баптистов и 120 душ молокан, ст. Николаевский - 379 душ баптистов, и 319 душ молокан; Степнинский - 502 душ баптистов и 222 душ молокан, Украинский - 341 душ баптистов, Ачаирский - 393 душ баптистов Покровско-Иртышский - 301 душ баптистов, Черлаковский - 183 душ молокан и приходы Павлоградский, Благодаровский, Царскодарский. В Омске проживает 188 душ баптистов и 179 душ молокан. В Павлодарском уезде: в г. Павлодаре 269 душ баптистов и 152 души молокан; приходы Федоровский - 835 душ баптистов и 318 душ молокан, Ново-Александровский - 260 душ баптистов. В Атбасарском уезде приходы: Донской - 400 душ баптистов. Самарский - 34 душ баптистов. Покровский - 108 душ баптистов. В Акмолинском уезде: в г. Акмолинске - 35 душ молокан, в селе Николаевском - 25 душ баптистов и 369 душ молокан, Звенигорском 339 душ баптистов, Белогородском 40 душ баптистов, Елизаветинском - 30 душ молокан и др. В Тюкалинском уезде: Крупянский приход 214 душ баптистов, Царицинский - 56 душ баптистов и 113 душ молокан, Больше-Могильный -137 душ баптистов 51 душ молокан и 30 душ адвентистов, Больше-Песчанский - 544 душ молокан.

Точного количества сектантов определить нельзя. Ежегодно переселенческий поток несет с собою все новые и новые массы штундо-баптистов, адвентистов, молокан и меннонитов. Ежегодно же сектанты выбывают из пределов Омской епархии в другие местности Сибири; многие возвращаются обратно в Россию. Трудность установить точные цифровые данные о количестве сектантов увеличивается еще и потому, что пропаганда ведется тайно и совращенные долгое время скрываются, пока в сектантство не перейдут несколько семейств. В отчетном году массовые уклонения в штундно-баптизм были в Дмитриевке, Каинского уезда. Нередко приходские настоятели не знают, что среди их прихожан появились сектанты. К стыду, некоторых нужно заметить, говорит миссионер, что они скрывают существование сектантов в приходе. Относительно колеблющихся нужно сказать следующее: они есть почти во всех захолустных поселках, а не только в больших селах. Особенно заметному воздействию пропаганды сектантства подвержены переселенцы. Они преимущественно и уходят в штундо-баптизм, увлекаясь новизною веры. Коренные жители отличаются полною индифферентностью к вопросам веры; поэтому пропагандисты обращаются с проповедью к малороссам и др. выходцам из Европейской России.

Условиями благоприятными развитию сектантства являются обилие земли, вероисповедная свобода, малочисленность и обширность приходов.

Акмолинская и Семипалатинская области в последние годы усиленно заселяются переселенцами из Европейской России. Обилие земли, её дешевизна и широкий простор степной влекут к себе целые десятки тысяч бедняков и богачей. Ежегодно нарезаются новые участки и ежегодно их оказывается мало. Среди переселенцев значительная часть идет сектантов, особенно штундо-баптистов, а с 1908 года и адвентистов. Сектанты по большей части, люди зажиточные; они покупают в собственность громадные участки (Мазаев) или арендуют земли у казачьего войска. Братья заранее присматривают годные участки и зовут из России своих родных и знакомых. Не редкость встретить в Омской епархии сектантские поселки дворов в 10-17 вдали от православных храмов. Живут все дружно под руководством старшого. Они управляют молитвенными собраниями, разбирают тяжбы и ссоры между жителями поселка. С 1905 года штундо-баптисты стали селиться в православных селах и деревнях, чтобы иметь постоянную возможность пропагандировать свое лжеучение. В отдаленных от приходских храмов поселках штундо-баптисты часто устраивают молитвенные собрания и почти силою зазывают к себе православных лишенных возможности молиться в храмах. Положение православных очень тяжело в таких случаях. Ни просьба, ни угрозы, ни даже побои не останавливают назойливой пропаганды сектантов. Начинаются жалобы, нескончаемые рапорты и доносы о богохульствах, кощунствах и совращениях молодежи, а вместе с тем и просьбы о выселении сектантов. Но все напрасно. Сектанты торжествуют, кричат о своей правде и продолжают сеять семена своего лжеучения.

Сектанты заполнили собою решительно все уезды Омской епархии. Везде можно встретить незначительные поселки и заимки молокан и штундо-баптистов. На первый взгляд кажется, что сектанты разъединены между собою, не имеют общих интересов и отдельные поселки кажутся отрезанными от всего сектантского мира. В действительности между сектантами существует самое деятельное, живое взаимообщение. Старшие братья и рядовые проповедники посещают отдаленнейшие поселки, сообщают новости сектантского мира, успехи пропаганды, новые приемы при собеседовании, удачные возражения и т. д. В более значительных поселках выписываются сектантские журналы: «Духовный Христианин», «Христианин», «Баптист» и др.

Вдохновителем и главным вожаком штундо-баптистов Омской епархии является Г. И. Мазаев. Он отпускает средства на содержание пропагандистов, производит суд, исполняет обязанности пресвитера крестит (летом), венчает и т. п.; многие из штундо-баптистов называют Мазаева епископом. Кроме Мазаева пресвитером и окружным проповедником числится А. Л. Евстратенко, на котором лежит обязанность совершать, главным образом, требы и пропагандировать баптизм. Жалование он получает 1500р. в год, кроме прогонных и доходов. В помощники к нему назначен Горбачев (оба с Усовскаго участка, близь ст. Мариановка (с званием учителя). Евстратенко и Горбачев летом и зимою с проповедью объезжают не только Омскую епархию, но бывают и в Томской и Енисейской. В средствах не стесняются.

В важных случаях роль руководителя и инициатора, принадлежит, как уже сказано, Мазаеву. По его инициативе назначаются съезды и торжественные молитвенные собрания. На съезде присутствуют представители ближайших штундо-баптистических общин; иногда бывают и из отдаленных поселков. На этих собраниях (нужно сказать закрытых) решаются семейные дела, отлучения, принятие в общину, избрание нового пресвитера, проповедника, выдача денежных пособий и ссуд. На этих же съездах выбирают лиц для бесед с православными миссионерами и молоканскими начетчиками, депутатов на всероссийские баптистические съезды, которые бывают ежегодно. Кроме Мазаева, Евстратенко и Горбачева есть и другие знатоки Св. Писания в Омской общине: Ф. Ф. Рейнгарт, Попов и Осипов, занимающиеся исключительно пропагандою; на участках: Прокудин, Телегин, Забелин, Яловой, Сидоренко, Диденко, Щербаков и Сергеев. Все они считаются или пресвитерами, или и. д пресвитера. Проповедников у штундо-баптистов, состоящих на жаловании от общины и Мазаева не меньше 50-ти, Кроме того грамотные братья по жребию обязаны идти с проповедью своего лжеучения, в ту волость, которая выпала на его долю. Нет ни одного села, ни одного поселка и заимки, где не бывали бы эти самозваные апостолы, армия внушительная по численности и фанатизму. Сектанты Омской епархии находятся в постоянной переписке с видными вожаками России. Иногда вожаки, видные проповедники и ораторы лично считают нужным посетить Омских братьев и предложить им слово назидания. Из проповедников, посещавших г. Омск известны: Одинцов, Балихин, Степанов, Павлов и др.

Относительно молокан Омской епархии нужно сказать, что сравнительно с штундо-баптистами, они отличаются большею простотой, скромностью, вежливостью в обращении и отсутствием прочной боевой организации. Среди них меньше знатоков Слова Божия и живут очень далеко друг от друга. Особого класса проповедников среди молокан не существует, проповедовать может каждый, тогда как у штундо-баптистов на это требуется полномочие от общества. С 1905 года штундо-баптистские проповедники производят значительное опустошение среди молокан. Вопросы о водном крещении и преломлении хлеба - любимые вопросы при собеседовании между теми и другими. Многие из молокан переходят в баптисты, отказываясь от духовного понимания Слова Божия. Относительно молокан Омской епархии заметим, что их остается еще довольно значительное количество. Среди них также заметны шаги к взаимообщению, к организации и стремление противодействовать пропаганде штундо-баптизма. Между молоканами и штундо-баптистами существует вражда, год от году увеличивающаяся. Молокане не иначе говорят про своих недругов, как про народ негодный, притворный и воровской, Видным начетчиком в молоканских общинах является: Ф. С. Сычев (близь Павлодара) и др. Собственно начетчиками молоканство только и держится. Где нет их, там молокане увлекаются проповедью штундо-баптистов и охотно переходят к ним. В материальном отношении сектанты Омской епархии живут много лучше православных. Среди них встречаются крупные богачи и капиталисты. Таковы, например, Мазаев, Колмаков, Попов и др. Городские сектанты имеют торговли, мельницы, содержат постоялые дворы, занимаются ремеслами. На участках занимаются хлебопашеством и скотоводством в обширных размерах. Бедных братьев поддерживают и деньгами, и хлебом, и домашними животными, и сельскохозяйственными орудиями, и машинами. К чести сектантов нужно сказать, что все они, за единичными исключениями, отличаются большим трудолюбием. Сектанты, особенно штундо-баптисты, кричат о своей святости и по внешнему поведению многим напоминают фарисеев. В действительности среди них с каждым годом увеличиваются пороки. Многие занимаются воровством, пьянством и картежною игрою. В нравственном отношении некоторые сектантские общины стоят очень невысоко, не смотря на самохвальство и гордость. Среди молодежи царит разврат и старшие подают им в этом пример. Отлучения от общины повторяются все чаще и чаще. Но эта кара особенно не страшит.

Пропаганда сектантов производит на православное население неодинаковое впечатление. Коренные сибиряки и казаки относятся к вопросам веры вообще индифферентно. Поэтому усилия штундо-баптистов заронить в их души искру сомнения в православии редко увенчивается успехом. В большинстве случаев сектантские пропагандисты с позором, а иногда и с побоями изгоняются из домов и даже селений. Влиянию штундо-баптистской пропаганды подвержены главным образом переселенцы, особенно малороссы. Последние увлекаются разного рода новшествами, касаются ли эти новшества хозяйства или религии. С 1905 года сектанты скромный, подпольный характер пропагандирования своего лжеучения заменили тактикою открытого, дерзкого нападения на православие. Были случаи богохульств, кощунств и глумлений над святынями.

Там, где сектанты являются большинством или даже равными по количеству с православными, последние находятся в тяжелом положении и представляют из себя затравленных зверей. Сектанты, по выражению правоссавных, «ходу не дают». Они вмешиваются в семейную жизнь, ссорят отца с сыном; на сходах, при решении общественных дел о церкви, о причтовых домах и школе, перевес всегда остается на стороне сектантств. Даже на волостных сходах штундо-баптисты ведут себя дерзко и вызывающе по отношению к властям, объясняя свое поведение какою-то «свободою». Православные нередко теряют самообладание и учиняют обоюдное побоище со своими притеснителями. Чаще всего православные обращаются с просьбой к начальству о высылке раздорников. Некоторые православные сами уходят с насиженных мест при появлении штундо-баптистов.

К духовенству штундо-баптисты относятся насмешливо, дерзко, называют священников всегда по имени и отчеству. При всяком удобном случае стараются высмеять, оскорбить. Особенно баптисты любят читать 23 гл. Мф.; в отчетном году почти на каждой беседе приходилось говорить о жизни пастырей. Всякие жалобы на беззаконные действия штундо-баптистов остаются без ответа. Все сходит им с рук. Напротив, если православные оскорбят своих врагов, штундо-баптисты употребляют все усилия, чтобы привлечь к ответственности, посадить в холодную и тем самым показать, что и закон-де на их стороне. На сектантских участках школ правительственных нет. Дети обучаются или у своих малограмотных отцов, или у нанятого учителя из сектантов. Для школы снимается особая хата, как это заведено у штундо-баптистов пос. Славянки и Усовки. Городские сектанты охотно отдают своих детей в министерские и церковно-приходские школы. По словам о. о. законоучителей, дети сектантов иногда знают молитвы и священную историю лучше православных учеников.

К требованиям гражданской власти сектанты относятся не всегда и не везде с должным послушанием. В городах и селах штундо-баптисты исполняют все предписания властей. В глухих же поселках они открыто заявляют, что не хотят признавать никакого начальства, так как один у них Начальник - Христос. Постановление властей о воспрещении пропаганды и собраний среди православного населения штундо-баптисты прямо игнорируют.

Библиотеки с книгами противо-сектантского и апологетического характера имеются далеко не во всех приходах, где есть сектанты, или живут не далеко от них на участке и заимках. Священники в ответ на усиливающуюся пропаганду штундо-баптистов часто говорят проповеди апологетического характера и ведут частные беседы с православными. Многие из причтов жалуются на полное отсутствие брошюр. Кроме того, в некоторых приходах, где опасность со стороны сектантства особенно велика, обращено серьезное внимание на благолепие богослужения и церковное пение. Примером в этом отношении должен быть поставлен о Павлов, протоиерей г. Павлодара. Несмотря на беспрерывную пропаганду штундо-баптистов и молокан, в Павлодаре совращений не было, так как пастыри зорко следят за врагами православия и принимают все меры для отражения их. Богослужение совершается внятно, не торопливо, пение тихое, стройное, располагающее слушателей к молитве. В праздничные дни усердно ведутся вне богослужебные собеседования, охотно посещаемые населением. В октябре стараниями о. Василия Чемоданова открыт миссионерский кружок. Для публичных бесед с сектантами приезжает время от времени Епархиальный миссионер. Народу раздают брошюры противо-сектантского характера. Брошюры берутся нарасхват и с глубоким интересом читаются православными грамотеями. Многие по ним ведут беседы с штундо-баптистами и довольно удачно.

Епархиальный миссионер, согласно § 4 синодальных правил об устройстве миссии, в прохождении своей должности состоит в непосредственном распоряжении Его Преосвященства, и, согласно журнальнаго постановления Общеепархиальнаго Сезда духовенства в 1902 году (No 43), ведает противо-сектантскою и противо-раскольническою миссией.

В 1910 году епархиальным миссионером Несмеяновым сделано 12 поездок, не считая поездок в Николаевку и на ст. «Омск». При чем провел 169 бесед по разным предметам, сделав 8652 версты и израсходовав 562 р. 52 к.

В 1910 году Епархиальный миссионер был командирован на Иркутский сезд, где докладывал о сектантстве в Сибири и провел три публичных беседы.

13-го декабря 1910 г. на ст. «Омск» открыт миссионерский кружок, в который записалось около 300 ревнителей православия обоего пола. Правила кружка утверждены Его Преосвященством. Члены кружка имеют свою кружку, устраивают три раза в неделю собрания; на них ревнители изучают слово Божие и усваивают полемику с сектантством. Польза от миссионерского кружка громадная. Пропаганда баптистов всюду встречает энергичный отпор со стороны членов кружка. Баптисты притихли, стараются вести пропаганду негласно, но и это теперь не всегда удается: зорко следят за ними члены кружка.

Когда делается известным, что баптисты усиленно пропагандируют в каком-либо частном доме, ревнители начинают в свою очередь навещать хозяина и своими речами успокаивать возмущенную совесть его. Баптисты ненавидят кружок и призывают на его голову всякие беды. В июле члены кружка с Епархиальным миссионером делали поездку в Димитриевку, Каинского уезда, где пели всенощную, обедницу и вели беседы. В декабре ездили в Тургеневку. Нужды по делам кружка несет о. протоиерей Акиндин Правдин при помощи о. диакона Харюзова и матушки Правдиной. Осенью открылось при кружке общество трезвости под председательством о. Иоанна Попова. Хорошо бы устроить такие же кружки во всех приходах с сектантским населением. Любители Слова Божия всегда найдутся, найдутся и прекрасные собеседники. Нужно помнить, что коллективная борьба гораздо продуктивнее и успешнее. До сих пор православный народ смотрит на защиту православия, как на дело постороннее. Нужно показать, что защита веры, есть долг каждого христианина, а пастыри должны учить и руководить миссионерским кружком. Простое слово мужика или женщины имеют иногда гораздо большее значение, чем слово священника. Дай Бог, чтобы основанный кружок процветал, возрастал и послужил бы родоначальником других, ему подобных.

Из приходских священников на миссионерском поприще трудились: о. Владимир Иовлев и о. Михаил Крылов. За отчетное время массовых уклонений из православия, кроме поселка Дмитриевского, в баптизм не замечается; в 1910 году не было демонстративных крещений в проруби ни в г. Омске, ни на ст. «Омск». Сведений об уклонениях в других местностях не получено. Число сектантов увеличилось, главным образом через переселение из России. Так, в 1910 году образовались новые сектантские поселки: Славянское 407 душ, Садык 300 душ, Тихомировка 485 душ, Благовещенка 350 душ, Верный 318 душ. Число колеблющихся определить точно нельзя. Брожение охватило все уезды и переселенческие поселки. Верно только то, что с 1905 года штундо-баптизм увеличивается чрезвычайно быстро за счет православных и молокан. Возвратилось в православие 32 человека.

Епархиальная и две окружных противо-сектантская библиотеки пополнялась за отчетное время приобретением книг апологетического, полемического и общебогословского характера. В епархиальной библиотеке имеется 217 названий; в первой Окружной 102, во второй 58, кроме журналов.

Книгами пользуются все, по мере надобности.

Способы штундо-баптистской пропаганды так многочисленны и разнообразны, что перечислить их все точно нет положительно никакой возможности. Характер пропаганды и образ действий штундо-баптистских миссионеров зависит от условий местности, положения, умственного развития слушателей, их религиозных убеждений вообще и отношений к православной вере в частности. Громадная армия, двинутая Мазаевым на «вторичное покорение Сибири», заполнила собою всю Омскую епархию. Пропагандисты по двое, по трое, объезжают зимою все поселки с сектантским населением, все места, где надеются найти последователей. С целью совращения баптисты 1) часто посылают одного или двух опытных пропагандистов для временного проживания в города и села. В районе намеченных местностей штундо-баптисты открывают мастерские различного рода или торговли. В доме и лавке постоянно толпятся заказчики и покупатели, пропагандист пользуется случаем заронить сомнение в истинах православия. Скоро появляются любопытные и в лавке или в дому начинаются собрания. Так в Петропавловске открыто пропагандирует баптист Мазаев, переселившийся туда на жительство. У Мазаева страстное желание насадить штундо-баптизм в Петропавловске и деньги щедро сыплются на это дело. 2) Поезда и пароходы с переселенцами постоянно сопровождаются пропагандистами. Под личиною благожелателей, штундо-баптистские проповедники начинают говорить о развращенности Сибирских жителей, об отсутствии храмов, о недостойных священниках и т. п. Подготовив почву, пропагандисты открыто начинают уже порицать православную церковь. Сочувствие и поддержка всегда готовы: с переселенцами идут штундо-баптистския семьи, да и среди православных много встречается так называемых религиозных вольнодумов из простого народа. Недаром многие из сектантов говорят, что скоро в Омскую епархию переселится вся сектантская Россия. 3) С дарованием вероисповедной свободы пропагандисты в некоторых местах начали открытую пропаганду. Не обращая внимание на постановление властей, устраивали собрания в местах с поголовным православным населением. Большой соблазн представляют паспортные книжки, выданные городскими и сельскими управлениями. В паспортах пропагандисты именуются евангельскими проповедниками. Ссылаясь на это, пропагандисты заявляют, что проповедовать и учить они пошли не по своей воле, а по воле Божией и по распоряжению гражданских властей «Гнать нас от себя не имеете права, а должны слушать». 4) В Омском Молитвенном доме штундо-баптисты устраивают детские молитвенные собрания. На этих собраниях дети приучаются говорить проповеди, а вместе с тем и изучают Библию. Юные проповедники производят на присутствующих сильное впечатление. Сектантские дети иногда в школе пропагандируют среди православных учеников, задают им такие вопросы, на которые те не могут ответить и за решением их обращаются к родителям. Таким образом из школы пропаганда переносится в семьи.

5) Кроме проповеди, открытой и тайной (не страха ради, а особая тактика) штундо-баптисты любят бить православных по нервам. Крещения в проруби, слезы, истеричные причитания всегда оставляют след в душе у присутствующих. Крещения совращенных всегда обставляются торжественностью. В этом торжестве всегда участвуют местные и приезжие братья. На проруби говорятся проповеди о необходимости научения истинам Христова Евангелия (Мф. 28, 19) и веры (Мр. 16), поются стихи, приноровленные к торжеству и т. п. Наконец, совершается самый акт крещения. Лжепресвитер в длинной белой одежде, прикрывающей резиновые порты, опускается по пояс в воду и быстро погружает совращенных, одетых также в белые рубашки. При этом самое погружение делается навзничь. Присутствующие сектанты нередко поднимают плач, другие смеются, третьи исступленно кричат: «благодать, не мерзнут - наша вера истинная; посадите православного попа, сейчас околеет».

6) На собраниях, в поездках, на пароходах, в городах и селах штундо-баптисты щедро раздают брошюры с кратким изложением своего вероучения. Редко найдешь деревню, где бы не было вероучения русских баптистов. Катехизисы раздавались даже в церковно-приходских школах. Иногда пропагандисты дарят на память родным и знакомым Евангелия с подчеркнутыми местами. Приходилось встречать подчёркнутые стихи из 23 гл. Мф. 8, 9 и 10 ст. Один из колеблющихся сказал, что подчёркнутые места покоя ему не дают и перевернули все его религиозные убеждения. Стихи подчеркнуты красными чернилами, невольно обращают на себя внимание и трудно отвести от них глаза, Слова: «а вы не называйте учителями...отцами», как огнем жгут слух неопытных православных грамотеев.

Перечисленными способами далеко не исчерпывается пропаганда штундо-баптистов. В каждой местности существуют свои излюбленные шаги, и каждый пропагандист пользуется особыми артистическими приемами. Перечислить все их нет возможности. К неотложным нуждам и мерам борьбы с сектантством нужно отнести назначение усиленного жалования причтам приходов с сектантским населением, а там, где это жалование существует в ничтожных размерах, увеличить. Плата за требы - это камень преткновения для сектантов и колеблющихся. С вознаграждения за труд священнический большею частью начинается пропаганда штундо-баптистов. Доходность в приходах с сектантским населением падает с каждым годом все больше и больше; причты начинают бедствовать. На просьбы исправить дом, прихожане отвечают обыкновенно отказом, при вознаграждении за требы происходят для пастыря сцены крайне тяжёлые и унизительные; не обходится иногда без публичной ругани. На приглашения колеблющихся и сектантов побеседовать, часто слышатся такие ответы: «нет, батюшка, не заманишь. Довольно с меня побеседовал. Первая беседа была, когда первого сына женил - 10 руб. стало быть отдал; вторую дочь выдавал - 3 руб. уплатил. Будет с меня. Уйду к «баптистам», они копейки не берут ни за свадьбу, ни за крестины».

Жалование необходимо, иначе скоро приходы обратиться в тюрьмы для причтов.

Его Преосвященством Преосвященнейшим Гавриилом препровожден в совет рапорт Епархиального миссионера Д. А. Несмеянова о его поездке с 8 по 26 Января по Атбасарскому уезду в котором он сообщает следующее: из шести посещенных им поселков наиболее опасными пунктами подвергнувшимися сектантской пропаганде является пос. Донской и Борисовка Покровского прихода. Баптизм в Донском появился года два тому назад. Бывший священник о. Евграф Кымштымов сдерживал развитие баптизма народными чтениями, беседами; им же был организован из прихожан миссионерский кружок. Этот кружок во главе с о. Евграфом являлся заслоном для всего Атбасарскаго уезда от пропаганды баптистов пос. Талового. С уходом о. Кыштымова кружок распался, единственная опора рушилась и баптизм, не встречая противодействия, быстро стал распространяться по окружности. Прежде всего пропаганде подвергся поселок Донской, в котором баптизм успел завоевать себе положение и привлечь на свою сторону сочувствие значительной части прихожан. Началось колебание, шатание из одной крайности в другую пропагитаторы громили священство и наконец на святках (25 декабря) 1910 г. устроили демонстрацию с крещением в Донском. Для этой цели откуда-то привезен был совращенный. Но демонстрация не удалась пропагитаторы были высмеяны православными и прорубь засыпана. Брожение продолжалось и остановить его было некому. Преемники о Кыштымова были совершенно незнакомы с сектантством и не способны к борьбе с ним. Вожаком явился житель Донского Алексей Смышляев, переменивший по отзывам православных, тридцать верующих. Скоро обнаружились плоды его пропаганды; в Донском совратилось в баптизм 30 человек, в Ново-Ишимском 9, в Актюбинском 6, более половины православных уже решили оставить православие перестали ходить в храм осенять себя крестным знамением и некоторые вынесли и иконы.

В Донской миссионер прибыл 13 января. Немедленно по приезде, была назначена беседа о св. иконах. Холодный храм был переполнен слушателями. Сектанты были разбиты и послали в Толовой за пресвитером, но последний сказавшись больным (говорят простудился при крещении в проруби) не приехал. Весть о приезде миссионера быстро облетела все поселки и православные за 30- 50 верст приезжали на беседы. Всего в Донском проведено миссионером с 13-16 января двадцать бесед по всем вопросам, помимо частных бесед с колеблющимися и ревнителями православия. Беседы имели благотворное влияние на колеблющихся и православных; баптисты были посрамлены, на последних беседах замолчали и ушли домой. 16 го января вечером проведена беседа предупредительного характера в Кийене; 17-го в Самарском и 18-19 в Сергеевке. Везде храмы были переполнены 21-22 были беседы в Покровском. Баптисты вызывали для этой цели Щербакова из Атабасара. Но он не оправдал их надежд, был уличен миссионером в подтасовке текстов и со стыдом ушел с беседы. 23-го была беседа в Бериговке; баптисты от беседы отказались. Православные в течение 3 часов с напряженным вниманием слушали разъяснения по всем вопросам, пререкаемым с сектантами. Следовало проехать в Поповку Ново-Александровского прихода, но хрипота и болезнь горла миссионера сделали эту поездку невозможной и 24-го миссионер выехал обратно. Настроение у православных после бесед бодрое; сектанты затихли. Всего сектантов в указанном поселке по приблизительному подсчету обнаружено 116 человек. К числу их принадлежат и колеблющиеся. За указанную поездку миссионером проведено 42 беседы. Для более успешной борьбы с баптизмом в Атбасарском уезде миссионер находит крайне необходимым назначение окружного миссионера, что постановлено и 6 обще-епархиальным съездом журналом за № 63. Чтобы работа окружного миссионера не стеснялась отправлением приходских обязанностей нужно второе священническое место на диаконисой вакансии при городской Атбасарской церкви сделать самостоятельным. На такое место найдутся люди опытные и любящие миссионерское дело. Пока же крайне необходимо назначить окружным миссионером о. Алексея Одринскаго с положенным окружным миссионерам жалованием. Но так как средства отпущены только на двух миссионеров, то, по его мнению, необходимо платную должность городского миссионера упразднить, а получаемое им жалование отдать, согласно постановлению съезда Атбасарскому окружному миссионеру. Миссионерский Совет в заседании 16 февраля 1911 года заслушав этот рапорт протоколом за № 12 постановил: 1) просить Его Преосвященство возбудить ходатайство пред Св. Синодом об открытии в г. Атбасаре второго штатного священнического места, и в случае открытия такового, определить на это место священника опытного в миссионерском деле. 2) Сообщить священнику о. Одринскому, согласно резолюции Его Преосвященства, от 28 января с. г. за No 703, о том, что если он, священник Одринский, желает занять место Окружного Миссионера, то должен явиться для испытания его в знании миссионерского дела.

10 декабря 1911 года г. Несмеянов представил еще рапорт о его поездке по приходу Больше-Могильному Тюкалинскаго уезда, в котором говорит: в состав означенного прихода среди других деревень входят между прочим поселки Боголюбский и Рогалевский. Первый из них основался два-три года тому назад, а второй немного позднее. В Боголюбовском и Рогалевском поселках отведены церковные земли, для школы и причта. Но по какому-то начальному недоразумению или ошибке в поселках, предназначенных исключительно для одних православных преобладающим по количеству оказались сектанты. В Боголюбовке баптистов насчитывается до 50 душ обоего пола, а в Рогалевском столько же молокан. Весною ожидается прибытие в Боголюбовку еще 10 баптистских семей и около этого молоканских в Рогалевку. Результаты от такого неприятного соседства плачевны. Недавно в Боголюбовке совратилось три семейства в баптизм; в Рогалевке молоканин староста усиленно ведет пропаганду, прибегая иногда к насмешкам над православными. Православные Рогалевцы изъявляют даже согласие перейти на другой участок, только бы избавится от молокан и баптистов.

В ограждение православных от увлечения лжеучениями молоканства и баптизма миссионером за указанную поездку проведено 19 бесед по разным вопросам. Беседы слушались весьма охотно; жители все от старого до малых ребят терпеливо выстаивали по 4 и 5 часов в мазанках. После бесед настроение у православных бодрое, а сектанты замолчали. Кроме баптистов в пос. Боголюбовском, по личному убеждению, миссионера есть хлысты, скрывающие свою принадлежность к этой пагубной и изуверной секте. Убеждения подтверждают и православные. К хлыстовству причастны около семи семейств. На границе с указанными поселками находится сектантский поселок Дмитриевка, где проживают баптисты и адвентисты в количестве десяти семейств, весною и туда ожидается прибытие новых семейств сектантских. Всего в означенной местности сектантов 180 душ; из них молокан 50 душ, баптистов 70 душ, адвентистов 30, подозреваемых в хлыстовстве 30.

По поводу этого рапорта Совет в заседании 16 февраля 1911 г. протоколом за № 15 постановил: в виду крайне стеснённого положения православных жителей пос. Рогалевскаго среди преобладающего населения баптистов, просить господина Тобольского Губернатора об отводе им, согласно их желания другого участка для выселения. Второй Епархиальный миссионер священник Рахман за 1911 г. представил Совету отчет об одной своей поездке в январе месяце по Петропавловскому уезду, при чем им проведены были беседы при ст. Медвежьей, ст. Полуденная, хуторе Таврическом, пос. Яковлевском и в слободе Успенской Все означенные поселки заражены сектантством особенно пос. Яковлевский где из 115 душ м. п. половина баптистов; для защиты православных миссионер находит необходимым немедленно открыть в нем церковную школу и вменить учителю её обучать детей и взрослых церковному чтению, православные уступают для неё и избу. В гор. Петропавловске о. миссионер провел три беседы: о причащении, крещении младенцев и иконопочитании с главным вожаком баптизма в Омской епархии Мазаевым. В своем отчете о. миссионер между прочим отметил усердие учителя-псаломщика ст. Медвежьей Михаила Троицкого, организовавшего прекрасный хор и казака ст. Полтавки Григория Федорова Панченко отличающегося усердием к чтению и пению в молитвенном доме.

Совет заслушал, означенный рапорт о. Рахмана в заседании 16 февраля протоколом за № 10 постановил: 1) Просить Епархиальный Училищный Совет, в виду ходатайств о том епархиального миссионера открыть на ст. Токуши церковно-приходскую школу или же по крайней мере школу грамоты и вменит учителю её в обязанность обучать детей церковному чтению и пению. 2) просить Его Преосвященство учителю-псаломщику ст. Медвежьей Мих. Троицкому и казаку ст. Полтавки Григорию Федорову Панченко за их полезную деятельность для прихода преподать архипастырское благословение с выдачею грамот. Сведений о деятельности Павлодарского окружного миссионера свящ. В. Чемоданова и священников Иовлева и Корнеева в Совет не поступало. Основанная с 25 июля 1910 г. градо-Омским миссионером протоиереем Михаилом Орловым воскресная школа в Братском храме для обучения желающих православной полемике продолжала функционировать и в продолжении отчётного года с перерывом с июня месяца по сентябрь, при чем о. протоиереем были рассмотрены следующие вопросы:

Библия и её превосходство пред всеми произведениями знаменитых писателей древнего и нового мира.

Богодухновенность книг Ветхого и Нового Заветов.

История секты адвентистов седьмого дня.

Разбор учения адвентистов о двух законах.

Учение адвентистов о втором пришествии Спасителя.

Учение адвентистов о тысячелетнем царстве Христовом.

Учение пр. Церкви о бессмертии души (против адвент.).

О праздновании воскресного дня.

История секты толстовцев и учение прав. Церкви о Богочеловеческом образе Христа.

О непротивлении злу.

О клятве и присяге.

О суде.

О военной службе.

Секта штундистов и её история.

О плане Ветхозаветного и Новозаветного храма.

Беседы по означенным предметам, предлагавшиеся в апологетической форме, переходили в полемические, когда на них присутствовавшие сектанты делали возражения. В декабре месяце 1911 г. о. протоиерей Орлов, по поручению его преосвященства, посетил с миссионерскою целью поселки Юрьевский и Солоновку, Омского уезда. После бесед семейства Дегтярева и Дубовика заявили публично, что они оставляют заблуждения баптизма и обещаются пребывать в послушании православной церкви, дали под подписку. Исповедать и приобщить Св. Таин поручено было священнику с. Белоусовки о. Г. Бондаренко. Отказался от своих заблуждений и крестьянин Андрей Лоджанский, подавший было просьбу Акмолинскому Губернатору об отчислении его из православия.

В домах колеблющихся православных и у себя в квартире прот. М. Орлов вел частные беседы по вопросам веры, прорекаемым сектантами.

В отчетном году он дважды был вызываем в камеру Мирового Судьи в качестве эксперта по сектантским делам.

В отчетном году предполагалось устройство в городе Омске миссионерских курсов, но за переходом Епархиального миссионера Д. А. Несмеянова на службу в Оренбургскую епархию, курсы не состоялись. 25 августа 1911 г. состоялось заседание миссионерского совета и всего духовенства г. Омска под Председательством его преосвященства, преосвященнейшого Владимира, на котором по заслушании предложения его преосвященства об устройстве в церквах г. Омска вне богослужебных религиозно-нравственных чтений было постановлено: 1) по примеру прошлых лет устраивать религиозно-нравственные чтения в Кафедральном соборе, Михайловской, Братской и Свято Троицкой вокзальной церквах по воскресным дням; в женской общине, так как чтения в прошлом году в ней посещались малым числом слушателей, в виду её отдаленности, устраивать чтения один раз в месяц; избрать комиссию из следующих лиц: протоиерея Александра Соловьева, протоиерея Михаила Орлова, священника Василия Пляскина и священника Ильи Рахмана и поручить ей распределить время и место чтений между лицами, выразившими желание принять участие, в качестве лекторов, представив лекторам свободу в выборе тем для своих чтений, каковые они и должны представить в комиссию по крайней мере за 10 дней до чтения; предложить дьяконам и псаломщикам любителям пения устроить хор из учащихся в церковно-приходских школах для участия в антрактах между чтениями.

2) Предложить желающим устроить в виде опыта несколько чтений научно-популярного характера, но с тем, чтобы эти чтения были хорошо обдуманы и составлены, а комиссии поручить подыскать помещение для них.

3) Устраивать чтения в праздничные дни, для несчастных лиц, находящихся в тюрьме, богадельнях и больницах, поручив это дело по дамскому комитету при Омском Епархиальном Братстве.

4) Устраивать чтения в церковно-приходских школах, организацию каковых и наблюдение поручить Епархиальному и уездному наблюдателям и о. о. заведывающих школами.

Женским комитетом велись чтения по воскресным дням в продолжение февраля, марта и апреля месяцев в Ильинской, Никольской, Соборной Крестовоздвиженской и Шкроевской церковно-приходских школах. В Ильинской школе вели чтения: 

М. Орлова на темы - о бытии Божием, обязанности христианина к отечеству; 

М. Прозоровская Божье дело, сестра Васильевна, три старика, Святой Николай Чудотворец - скорый помощник и о народном суеверии; 

А. Панова — чему нас учит жизнь св. апостолов, о чем истинный христианин должен плакать, христианин крестоносец, и Господь наказал. 

В Никольской школе: М. Орлова - о бытии Божием, о нагорной проповеди, Сын Человеческий, жизнь Пр. Девы Марии при храме, о страданиях Иисуса Христа и о воскресении Иисуса Христа и его значении для человеческого рода; 

А. Рахман - о Сократе, Спасенная Богом, Доктор Гааз, Добрая сестра, Сиротка, Мать, Добрый совет, Спасенная от самоубийства промыслом Божиим, Детство и юность Петра Великого. Е. Ливанова - какою мерою мерите, такою и Вам будут мерить, обязанности детей по отношению к родителям; 

А. Панова-жизнь Богоматери и жизнь Николая Чудотворца (с туманными картинами);

М. Шубина - третий год служения Иисуса Христа; 

М. Прозоровская - стихотворение Некрасова. 

В Соборной школе: М. Ястребова о правах женщины, житие св. Евдокии; 

А. Рахман - за веру и против неверия, история крепостного права; 

Н. Быстрова- о необходимости для христианина знания православной веры, об ангелах и об учении Иисуса Христа. 

П. Волкова - Благовещение Пр. Богородицы. 

В Крестовоздвиженской школе: Пущаровская - Рождественская звезда; Е. Спиридонова-о христианской любви. События последних дней земной жизни Спасителя и Е. Васильева о огнедышащих горах и землетрясении, красный фонарь и каменный уголь. 

В Шкроевской школе: А. Трованова - объяснение воскресного евангелия, Детские годы Царя Освободителя, «Воля», жизнь св. Великомученицы Варвары, о трудах св. апостолов, дивное успение семи св. отроков и Олег; 

Е. Кевролева - жизнь первобытных людей, кочевая и оседлая жизнь, происхождение крепостного права, сестра милосердия, население, быт и нравы восточных славян, призвание князей, Афонькино счастье, и горы - горные страны, вулканы и землетрясение и свой суд;  А. Буторина - все к лучшему.

 Кроме 60 руб. выдаваемых противораскольническому сотруднику Севастиану Скосырскому из своих средств Братство высылало в библиотеки сел зараженных сектантским, а равно и выдавало миссионерам для бесплатной раздачи народу при беседах книги и брошюры противосектантского характера, как папример брошюры Боголюбова и Кальнева на темы: о Св. Церкви Христовой о крещении о состоянии мертвых, о священном предании, о святом покаянии, о почитании храма Божия, об истинном священстве, об иконопочитании, о спасительной Благодати Божией, о елеосвящении и др. Такие книги и брошюры были посланы в следующие села: пос. Воздвиженский, Петропавловскаго уезда, учителю школы с. Донского, Каинского уезда и в с. Кабанье Тюкалинского уезда, и в школьные библиотеки сел Обозоновки, Демьянского и Больше-Могильного Тюкалинского уезда, Аргангельского и Троицкого Петропавловского уезда и Казаткульского, Каинского уезда.

Омские епархиальные ведомости. Омск, 1912 № 15

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 1 | Уникальных просмотров: 1