Душа — духовный инструмент. Брат И. С. Проханов
Стенографическая запись проповеди Ивана Степановича Проханова, 13 августа 1922 год
1) «Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое — о Кирхарешете». (Исаия 16:11).
2) «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер». (1 Кор. 14:6-9).
3) «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.
И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых». (Откр. 15:2-3).
Из всех трех мест, приведенных в Священном Писании, мы прежде всего усваиваем мысль, что Слово Божие сравнивает душу человеческую различными музыкальными инструментами.
Первое из приведенных мест говорит: «оттого внутренность моя стонет как гусли». Под внутренностью Слово Божие разумеет внутренний мир человека, и указывает на два элемента его существа.
В 1 Посл. к Коринфянам нам рисуются люди, которые говорят на незнакомых языках, и сравниваются с инструментами, гуслями, свирелью и т. д. В последнем приведенном месте Св. Писания говорится о людях, стоящих перед Богом. С одной стороны, они сами представляют собой музыкальный инструмент, и с другой, — держат в руках гусли, на которых играют. Эти гусли называются святыми гуслями. На небесах гусли будут играть большую роль в прославлении Господа в хвалебных песнях, и душа человека символически указывает на гусли. Одни гусли были души святых, другие гусли были инструменты в руках святых, на которых хвалится имя Божие. В Слове Божьем мы видим, что гусли уподобляются и сравниваются с различными невещественными предметами, и потому именно эти уподобления несовершенны, ибо они предметы, которые можно уничтожить, но сравниваются с душой человеческой, невидимой человеку, неуничтожимой и неразрушимой. Эти два предмета совершенно различны, но все же подобие существует между душой и вещественным существом.
Душа человека подобна инструменту, это значит, что во многих случаях состояние инструментов может воплощать душу человеческую и мы можем из этого вывести необходимое умозаключение.
Возьмите, например, лавку старьевщика. Эти лавки торгуют старыми вещами. Я видел такие лавки, которые похожи на сарай. Тут стоит стол со сломанной ножкой, там зеркало, немного разбитое, дальше лежат старые платья, и среди них торчат старые инструменты; и эти музыкальные инструменты могут дать нам полезный пример. Если бы мы вытащили какую-нибудь старую скрипку из-под всего этого хлама, то видели бы ее печальное состояние. Струн нет, может быть, и винта не хватает, вся она имеет какой-то жалкий вид. Душа человека часто может быть, как раз в таком состоянии. Ее нужно искать в хламе житейском, среди мусора забот, покрывающих ее. Человек окружает себя предметами, которые стесняют его, разрушают его, покрывают грехами; и сколько в жизни можно встретить таких заброшенных в хламе человеческих душ. И если вы подходите к ним, печаль наполняет вас; как из сломанной скрипки вы не услышите из них никакого приятного звука. Человек может трудиться над такой скрипкой долгое время, но не может сделать ничего. Если бы даже коробка была цела, то необходимо поставить струны. Иногда и струны имеются, да коробка слишком мала, и он должен убедиться, что музыка, которая желательна, невозможна, потому что вследствие объема коробки могут получаться не те звуки, и получается дисгармония. Я должен вам сказать, — грешная душа ничего, кроме дисгармонии, произвести не может. Там есть дисгармония несогласия с волей Божией, дисгармония несогласия с совестью, стремление ко греху. Об этом говорит апостол Павел к Римлянам, чудно описывая в 7-ой главе разбитую скрипку словами: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю», и это противоречие настолько сильно, что апостолу Павлу пришлось воскликнуть в первое время, своей духовной жизни: «бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти»? Это была скрипка расстроенная, неспособная произвести ни одного стройного звука. И сколько таких скрипок вокруг нас (я уверен, что и здесь в нашей среде находятся такие скрипки), которые говорят: «во мне страшный разлад, я не делаю, что хочу». Тому я должен сказать, дорогой друг, ты разбитая скрипка, ни к чему негодная и неспособная.
Есть и другой вид такой дисгармонии. Христос описывает ее словами «лицемеры», т. е., иначе говоря, это жизнь людей, которая с внешней стороны кажется чудной, но внутри болезни и затаенные пороки. Таковыми были в древности фарисеи. Теперь эти люди все умерли. Но разве теперь нет фарисеев? Ничуть не бывало, сколько хотите. Есть такие, которые с внешней стороны хороши, но внутри полны мерзости и растления. На всех улицах и везде вы увидите их. Взгляните, снаружи такой человек хороший, но послушайте его мысли, и посмотрите, что он делает втайне? Стыдно сказать. — Вот это другая скрипка, расстроенная и испорченная совершенно.
Но есть и третий разряд дисгармонии, она касается несогласия воли человеческой с волей Божьей. В этом отношении образцовый инструмент представляет собой Христос. Человек, который хочет произвести стройные звуки на инструменте, должен подчиниться какой-то воле играть по нотам. Так и наша жизнь. Если хочешь иметь гармонию, ты должен подчиниться чьей-то воле. Таковым был Христос. Он пел по нотам Своего Отца и в решительный час, когда Он принес ужасную жертву, Он сказал: «не Моя воля, но Твоя воля да будет». Вот это была чудная гармония. Но в жизни человеческой такая воля большая редкость. Воля человеческая совершенно не примиряется с волей Божией. Из чего состоит воля человека? Только из уклонения воли Божьей; конечно, такую дисгармонию всегда можно встретить, и большинство людей должны признаться и сказать: «моя скрипка не играет по нотам, которые мне указаны, ее мелодия далека от воли Отца, так далека, что получается не гармония, но, напротив, ужасная дисгармония. Эта дисгармония определяет грешного человека. Там внутри — страшные звуки противоречия; грешник не настроен в отношении внешней жизни, не настроен в отношении внутренней жизни всего, что касается воли Божьей.
Само собой разумеется, назначение скрипки состоит в том, чтобы она издавала звуки. И душе человеческой, которая начинает чувствовать, что действительно внутри ее что-то напоминает не настроенную скрипку, которая в отношении Бога никогда не являлась гармоничным инструментом, надлежит достигнуть внутренней и внешней гармонии в отношении Отца небесного. Надо скрипку снести к мастеру, чтобы он ее починил. Но есть разные скрипки, есть такие, которые не поддаются починке.
В Англии в одной гостинице была найдена скрипка великой ценности. Кто-то ее разбил и бросил. Хозяин гостиницы взял разбитую скрипку и понес чинить; он обратился к одному мастеру, к другому, но никто не мог ее исправить. И вот однажды к нему пришел какой-то странник, и хозяин рассказал ему о разбитой скрипке. Странник взял скрипку к себе. И когда спустя некоторое время он принес скрипку обратно, к радости хозяина гостиницы, она издавала чудные звуки, и игра производила самое прекрасное впечатление. Хозяин спрашивает: как вы могли ее починить? «Вот как», отвечает странник, «на ней есть клеймо фабрики, где ее сделали. Я работаю на этой фабрике и сам ее делал, и потому знаю все ее болезни».
Душа человеческая не поддается исправлению сама по себе, тут нужно нечто большее, нужно, чтобы она попала к мастеру, Который ее сделал, к Богу, Который ее сотворил. Необходимо покаяние, и тогда душа произведет чудную гармонию и поразит окружающих своими чудными звуками.
Не думайте, что ваши души, жалкие, производящие хаос звуков, исправит человеческий мастер. ЕЕ ИСПРАВИТ ТОЛЬКО ТОТ, КТО СОЗДАЛ ЕЕ, ДАЛ ЕЙ ЖИЗНЬ и только Он может исправить скрипку настолько, что она будет великолепно выражающим звуки инструментом.
Как должна служить скрипка, которая была испорчена, но потом исправлена? Что было бы, если бы хорошая скрипка, испорченная, но опять исправленная висела бы в углу 10 — 20 — 30 лет, что стало бы с ней? Она налажена, но висит бесполезно. Она потеряла бы способность произвести звуки.
Мы здесь подходим к детям Божьим. Вы представляете скрипку, которую Христос нашел в хламе жизни, но для того ли, чтобы висеть в углу? Ничуть не бывало. Посмотрите на вашу жизнь бездействия. Вы говорите: «Бог меня избрал, но я со времени обращения ничего для Него не делал, не привел к Господу ни одной души». Если есть такие скрипки среди вас мне придется дать вам хороший совет. Не подобает вам висеть на стене, проводить жизнь в бездействии; не для того Он вас настроил, но для другого, для того, чтобы произвести звуки чудной любви, привлекать мир этими звуками. Если вы исправились, не хорошо быть без практики, иначе вы потеряете способность произвести звуки, для которых вы предназначены; скрипка вашей души захиреет и окончательно умрет. Есть такие дети Божьи: у них нет духа молитвы, — годами не молятся. Что это значит? Скрипка совсем в бездействии.
Теперь дальше. Есть скрипки, которые не висят на стене, они действуют, но не всегда имеют успех. Для того, чтобы показать это, надо привести несколько примеров.
Самое назначение хорошо настроенной скрипки прежде всего ласкать слух и радовать. Это первое назначение всякой скрипки. Прежде всего он радует своего игрока. Никто не имеет такого удовольствия, как игрок. Всякая душа человеческая должна доставлять удовольствие самому Создателю — Господу Богу, Который создал, построил, настроил и привел ее в должное состояние, — прежде всего это. Конечно, если мы знаем, что это не выполняется — значит имеются ненормальные условия. Жизнь христианина должна доставить удовольствие Господу, принести радость, чтобы: Он мог сказать «муж по сердцу Моему», или как Он сказал о Христе: «в Нем Мое благоволение». Вот что она должна произвести. Но на деле бывает ли оно так? — Иногда она так играет, что Исполнитель должен оставить ее совершенно и христианин не доставляет удовольствия Создателю: тут слабости, там привычки, здесь немощи, там слово неправильное, ложное и т. д. и лицо божественного Музыканта омрачается и получается огорчение.
Ведь скрипка должна дать удовольствие и слушателям. Мы знаем, когда играет хороший скрипач на хорошей скрипке — на всех лицах удовольствие. Каждая душа христианина должна представлять такую скрипку, на которой небесный Музыкант производит звуки мира, радости, кротости и все слушающие эти звуки благодарят Бога и говорят: «какие чудные звуки в жизни этого христианина»! Дорогие, такие ли звуки у нас? Не другая ли музыка, к сожалению, бывает у нас; мне приходилось слышать скверную игру, и мне хотелось заткнуть уши от этих звуков. Скрипка иногда производит такую музыку.
Уподобление идет дальше. Если вы играете на скрипке, она сама ничего не понимает, но в явлении музыки она сказывается. Что касается души человека, она должна получить удовольствие и назидаться от музыки, которая в ней раздается от действия на нее божественного Музыканта, потому что от жизни христианина он сам должен наслаждаться, он сам должен чувствовать внутреннее удовлетворение и сказать; «хотя я недостойный, жалкий, но Ты дал мне жизнь, которою могу свидетельствовать о жизни той, которую Ты мне дал», без тени гордости, «ибо Ты дал мне это». И человек получает внутреннее удовольствие. Не так ли это бывает? Но часто получается обратное состояние, когда скрипка сама недовольна и видит, что далеко отходит от воли Того, Который действует в ней и получается не то, что должно получиться. С этой стороны мы должны проверить нашу скрипку.
Она имеет еще вот какое свойство. Человек плачет, он в бедствии, в горе, в унынии; раздается скрипка — чудо! человек начинает успокаиваться, появляется улыбка. Гусли не такой могучий инструмент, но помните Саула, когда Давид играл на гуслях. Саул не мог спать, он как дикий зверь метался, но, когда Давид играл, он становился совершенно иным человеком. То же самое назначение должна выполнять духовная скрипка. Наша жизнь должна успокаивать скорбящих, вытирать слезы, которые плачут перед нами, мы должны сочувствовать плачущим. Ты, дорогая душа, много ли стерла слез? Многих ли ты утешила? Не было ли чего другого, что от твоих слов может быть другой плакал из-за тебя!? Не было ли такого случая? — Это не соответствует назначению духовной скрипки.
Сколько разных других назначений имеет музыкальный инструмент
Есть музыкальные инструменты, которые служат для того, чтобы бить тревогу. Вы знаете, на войне, когда все в лагере спят, вдруг раздается труба, — простая мелодия и все как один человек встают и идут по указанию. Что это значит? Музыкальный инструмент пробуждает спящих. И душа человеческая должна будить тех, которые спят непробудным сном греха, совершенно забыли о покаянии, это — сон, — а враг рыкает, подходит, чтобы поглотить их, — а мы совершенно спокойно проходим мимо и не будим их! Сколько раз ты, душа, прошла мимо спящих людей и не произвела звука, чтобы разбудить их! Как часто вы видите душ в объятьях разврата, не жалеете их и не вырываете их из - когтей сатаны. Сколько раз, вместо того, чтобы пробудить спящих, ты действовал совершенно обратно, и они продолжали спать.
Музыкальный инструмент должен исполнять только хорошие пьесы и люди их очень хорошо различают. Одна и та же скрипка может произвести чудные звуки и звуки самого неприятного свойства. Она может производить звуки, которые могут удовлетворить понимающего музыку человека; но она может производить и другие звуки, — может превратить чувства высокие в чувства, приводящие в действие страсти людей.
Уста христианина могут говорить одни благодатные слова мира, радости и эти же уста могут говорить раздражение, ненависть, сплетни, — одни и те же уста. Мы, конечно, призваны к высокой музыке, а не к низкой; если же мы производим низкие звуки, нам надо очнуться.
Есть удивительный разряд духовных музыкантов, производящих неопределенные звуки.
Если на войне раздадутся неопределенные звуки, многотысячная армия будет в нерешимости, и никто не пойдет в бой. Многие верующие напоминают такие инструменты с неопределенными звуками.
В нашем тексте апостол Павел говорит о незнакомых языках. Они лепечут что-то, и никто их не понимает. Павел и говорит: «лучше говорить пять слов на знакомом языке, чем много слов на незнакомом, иначе вы инструмент, производящий нестройные звуки». В наше время есть много таких, которые собираются и лепечут что-то неопределенное. Мы говорим им: «оставьте это, бросьте лепетать то, чего никто не понимает». Мы увещеваем и будем увещевать их.
Есть другого рода неопределенные звуки инструментов. Вот верующий, христианин в семье, но никто не знает, что он христианин. Другой служит где-то, но никто не может сказать, христианин ли он или нет, он что-то загадочное. Таких очень много. Их остается пожалеть и сказать: в таком состоянии оставаться нельзя, вы должны подняться, дать отчет, в каком положении вы находитесь и начните говорить так, чтобы всякий понимал, что вы христианин.
В связи с этим я хочу сказать, что на всяком инструменте лежит важная обязанность.
Для того, чтобы иметь усиленный звук, один инструмент соединяется с другим и от этого получаются разные оркестры. Есть духовые оркестры и струнные оркестры. Это важная притча для нас. Не хорошо, если отдельная скрипка, отдельная душа живет одна. Один солдат в поле не воин, и потому мы говорим душам, живущим отдельно: идите в оркестр, не хорошо быть одному. И если среди вас есть такая душа, мы ей говорим: иди, у нас, в нашем оркестре (церкви) еще много места.
В оркестре не все инструменты одинаковы. Там есть различные инструменты; там есть бас, кларнет, корнет, и мн. др. Вы знаете, барабан не изящный инструмент, он выполняет роль военных операций; сам по себе не благозвучен, но он важный член оркестра, так как представьте себе такую историю, что барабан обиделся бы, что ему представили второстепенную роль, и какой-нибудь контрабас сказал-бы: «что ты здесь? мы и без тебя обойдемся». Это было бы тоже не хорошо; с одной стороны, обида неуместная, с другой стороны, проявление гордости в отношении к ближним. В церкви Божией нужны все инструменты. Если ты не можешь играть нежно как скрипка, то тарахти как барабан; грубо, но смело будут повторяться звуки, которые будут сливаться с нежными звуками других инструментов в одну чудную гармонию для Творца; и потому к тем, которые чувствуют, что они скромные члены, мне хочется сказать: «если вы так скромны, как барабан, то и вы будете радовать небесного Музыканта и будете дороги Ему». С другой стороны, я должен сказать: «если вы хорошие инструменты — не гордитесь. Есть разные сосуды в доме, одни важные, другие менее важны, но все они необходимы. Необходима чудная ваза, но важен и простой горшок, в котором мы варим кашу. В этом отношении не должно быть гордости, должно быть смирение, удовлетворение той ролью, которую Бог дает.
С другой стороны, что необходимо? Необходимо, чтобы все подчинялись одной воле. Представьте себе, барабан тарахтит одно, кларнет играет другое, контрабас — третье и что получается? – неблагозвучие; но если барабан будет следовать указаниям капельмейстера, и другие инструменты тоже, и все будут точно исполнят то, что указывает капельмейстер, то будет хорошая гармония. Если вы хотите, чтобы каждый знал свою роль и не уклонялся ни направо, ни налево, но смотрел бы на Отца небесного, строго исполнял бы то, что Он указывает, то всякий инструмент Божий должен точно держаться Его указаний; тогда получится чудная гармония в церкви Божией.
Так вот, таким образом мы следуем поучению, которое дает пример музыкальных инструментов.
Мне хочется сказать еще одну вещь: не заглушайте звуков, которые рука Божья производит на вашем инструменте. Вы знаете, приходит музыкант и начинает играть и производятся чудные звуки. Это с душой человеческой бывает. Струны лежат бесплодно, но вдруг невидимая рука производит замечательно тихие звуки. В чем заключаются эти звуки? В молитве.
Исхода два. Один человек слушает эти звуки и забывает; другой слушает и говорит: «ах, это чудно, это от Бога, падает на колена и молится. Или вдруг звуки такого рода: читает — может прослушать эти звуки, но может и исполнить; или звук — «прости» – одно слово; может прослушать его, но может залиться слезами и просить прощения; или еще звук «работай» – можно прослушать его, но можно встать и идти на работу; или еще один звук: никогда на меня этот звук не производил такого впечатления, как тогда, когда я был в дремлющем состоянии; бывает, что мы заснули, вдруг раздается музыка: «проснись, проснись, довольно спать». Не заглушайте музыки Божьей, покайтесь, плачьте, сокрушайтесь и присоединяйтесь к Тому, Кто производит такие чудные звуки на вашем инструменте. Целуйте руку, Которая могла произвести такие чудные звуки на вашем испорченном инструменте.
Что надо сделать с расстроенным инструментом? Я уже говорил относительно тех скрипок, которых находили в хламе, но я говорю теперь о тех, которые были хороши, но расстроились. Душа человека производила хорошие звуки, но вдруг расстроилась. Что надо в таком случае сделать? Нужно делать, что делали в одной церкви. Когда однажды великий композитор Мендельсон вошел в сельскую церковь и хотел играть на органе, сторож не хотел его допустить, говоря: «много вас таких здесь шляются, вы только испортите инструмент», но, наконец, Мендельсону удалось уговорить сторожа, и тот его впустил. Когда он начал играть, сторож вдруг побежал к нему, — орган сколько лет играл просто, но теперь были необычайные звуки. Сторож спрашивает его, кто он, и узнает, что это Мендельсон. Не надо было препятствовать музыканту, наоборот, надо было сказать: «иди и играй». Это самое нужно сделать сегодня, нужно, чтобы каждый сказал: «я открываю двери, иди, великий, для нас непостижимый Музыкант, произведи те звуки, которые Ты желал бы, звуки радости, умиления, такие звуки, которые могли бы прославить Тебя. Ты можешь произвести звуки, которые достойны Тебя. Ты играй на струнах сердца, если нет у меня желания молиться, если нет желания простить и любить, если нет желания работать. — Господь сегодня готов еще исполнить желания твои, дорогая душа, вновь настроить струны сердца, и ты будешь играть и петь песнь Агнца: «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель; праведны и истинны пути Твои, Царь святых.»
Струны сердца, звучите,
Прославляйте Христа,
Вы его возвестите
Людям плена греха.
О, ударь же по струнам,
Пусть они зазвучат,
И заглохшие жизни
К небу взор обратят.