Не давайте повода для хулы имени Господа

То, что произошло в г. Мценске в 1966 году (статья из газеты "Известия" приведена ниже), — это не просто трагедия. Это чудовищное, вопиющее злодеяние, которое было использовано безбожной властью и обществом для клеветы на всех верных христиан, стоящих в истине.  

Мария Рыкова, названная в советской прессе "баптисткой", на самом деле была жертвой духовного блуда, смешения лжеучений и фанатизма, не имеющего ничего общего с чистым евангельским вероучением. Её действия — это не "ревность по Боге", а безумие, порожденное тьмой сектантства и бунтом против всякого порядка.  

Но враги истинной веры не стали разбираться. Они с радостью ухватились за этот случай, чтобы облить грязью всех отделённых христиан, верных Господу в годы гонений. Советская пропаганда тут же подняла вой о "кровавых ритуалах баптистов", хотя любой, знакомый с Писанием, знает: "Не убий" — это заповедь Божья, а не советского закона. Нас, верных, десятилетиями травили, сажали, лишали детей, но мы никогда не поднимали руку на невинных — мы шли на крест, но не брали меча.  

Особенно горько то, что этот случай дал повод оклеветать тех, кто в те годы действительно страдал за Христа — на братьев из Совета церквей ЕХБ, отвергавших компромисс с безбожной властью. Власть использовала преступление Рыковой, чтобы оправдать новые гонения, чтобы сказать: "Видите, во что превращаются эти 'отщепенцы'?"

Но мы знаем правду: нельзя судить учение Христа по делам безумцев. Сатана всегда стремится смешать истину с ложью, чтобы осквернить святое. И сегодня, читая эту статью, мы должны ясно понимать:  

1. Этот случай — исключение, а не правило. Никакие истинные баптисты-сепаратисты не учат убийству детей.  

2. Советская власть лгала, чтобы оправдать гонения — как когда-то римляне обвиняли христиан в умерщвлении младенцев.  

3. Виновны не верующие, а те, кто сеял смуту — будь то лжеучителя, втянувшие Рыкову в раскол, или безбожники, доведшие её до отчаяния.  

Да, среди нас были и есть слабые, заблудшие, даже безумные — но Церковь Христова чиста, и её не запятнают дела тех, кто отверг и любовь, и разум.  

"Итак, по плодам их узнаете их" (Матф. 7:20). Плод истинного христианства — жизнь, а не смерть; свет, а не тьма.  

Во имя Господа, мы, христиане 20-х годов второго тысячелетия (2025 год) отвергаем эту клевету.


КОМАНДИРОВКА ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПРОРОКИ И ЖЕРТВЫ

На самой окраине Мценска, там, где кончается тихая улочка Садовая, стоит белесый, обшарпанный дом.

Недобро глядит он давно немытыми окнами на сверкающую и шумную жизнь автострады Москва — Симферополь.

Почти каждый день сейчас у этого дома можно видеть толпу разъяренных людей. Не будь здесь милиции, раз­гневанные люди снесли бы, навер­но, его с лица земли. Так потрясены умы и сердца людские трагедией, которая недавно разыгралась в этом доме. Ис­ступленная фанатичка зарезала здесь ребенка своих соседей. Средь бела дня. На глазах у его отца и матери.

...Валерику Митичкину в июле испол­нилось бы три года. Улица хорошо знала этого белоголового мальчонку. Знала давно и его убийцу — сектантку Марию Рыкову. Знала и враждовала с нею мно­го лет. Взрыв боли, гнева и ярости, вы­званный этим убийством, потряс улицу Садовую, а затем, расходясь от нее кругами, и весь Мценск.

По требованию читателей редакция командировала меня в Мценск. Я гово­рил с десятками людей, читал докумен­ты, повидал в орловской тюрьме убий­цу. Случай, конечно, ужасный и совер­шенно исключительный. И именно по­этому уже сейчас, не дожидаясь, ког­да следствие будет закончено и про­яснятся все темные и зловещие сторо­ны этого дела, мы обязаны рассказать о нем.

Волна народного негодования сотря­сает сегодня Мценск. Всюду только и говорят, что о трагедии на улице Са­довой. Сообщение обрастает всевозмож­ными домыслами и фантастическими до­гадками. Я слышал в Туле и в Орле уже совсем чудовищные варианты этой трагической истории. Поползли даже слухи о «сектантском терроре»...

К сожалению, никто, кроме милиции, в те дни не вел в Мценске разъясни­тельной работы. А ей приходится и бо­роться со слухами, и охранять мценских сектантов от стихийного гнева.

Едва я появился у злополучного до­ма, ко мне подошли две женщины, по­том еще две, потом несколько мужчин. А вскоре улицу запрудила возму­щенная толпа. Люди кричали, перебивая друг друга:

— Мы три года назад ещё писали об осином гнезде Рыковых!

— Ведь от Марии житья не было.

— Наших детей запугивала.

— В секту всех вербовала.

— Давно пора найти управу на этих захребетников!

— Советский хлеб жрут, а советские законы ногами топчут!

Вот уж никогда не думал, что придет­ся мне выступать в роли защитника бап­тистов! А пришлось... Отбиваясь от, гра­да упреков, гневных вопросов, запальчи­вых призывов к необдуманным действи­ям, я пожалел, что не секретарь Мценского горкома партии тов. Пархоменко на моем месте... Он бы, вероятно, смог ответить более обстоятельно на самое главное и, увы, справедливое обвинение: почему городские организации не при­слушались в свое время к голосу обще­ственности?

Окружившие меня разгневанные люди не были людьми злыми. Я отвечал им, возражал, соглашался, спорил, — и бур­но начавшийся разговор кончился в мир­ных тонах.

Почему же гнев людской обрушился не только на убийцу и близких ее, а на всех сектантов? Почему возмущенные люди так упорно связывают веру Марии Рыковой с ее преступлением?

Увидел я убийцу уже в тюрьме. Крепкая, широкоплечая женщина с мощными руками, с грубыми чертами лица, на ко­тором застыло выражение тупого упрям­ства. Отвечает охотно, прекрасно пом­нит все детали, имена, события. Об убийстве говорит спокойно. К религии Мария Рыкова пришла так. Росла она у бабушки, и та старательно прививала ей веру в Бога («не злому же учу — доброму»). Потом на­шлась тетя Катя, которая убедила девуш­ку, что в церкви вера «не истинная», и увела ее к иеговистам. Но не понрави­лись ей чем-то иеговисты, и был период, когда она не ходила ни в одну секту. К сожалению, не оказалось в ту пору ря­дом с нею опытного и умного человека. Зато подвернулась тетя Таня, которая привлекла ее в общину евангельских хри­стиан баптистов. Но семена, посеянные иеговистами, по-видимому, дали всходы. Как только появились раскольники в баптистской общине, Мария пошла за ними.

Люди, на глазах которых произошло зверское убийство ребенка, не разбира­лись во всех этих сектах и различиях между ними. Они видели, что трагедия произошла на религиозной почве, знали, что убийство сопровождалось действия­ми, напоминающими какой-то ритуал. Так, Рыкова переодела мальчика перед смертью в специально приготовленную чистую распашонку. Знали, что убий­ца-баптистка. И обвинили всех сектан­тов без разбора.

Мне противно защищать баптистов. Отравление душ человеческих ре­лигиозным дурманом всегда чревато опасными последствиями. В каких бы не­винных формах оно ни велось! Часто бап­тисты только пашут в душах своих бра­тьев во Христе, а сеют в подготовленную ими почву другие — уже изуверские секты.

И тем не менее надо быть объектив­ным. Ритуальное убийство чуждо убежде­ниям и вере баптистов. Иначе эта секта была бы запрещена законом. Только не­осведомленностью в этом вопросе и очень плохой постановкой разъяснитель­ной работы в Мценске можно объяснить панический слух, прокатывающийся там из конца в конец города: «Баптисты перережут наших детей» и как вывод: «Разогнать баптистов!».

Между тем ходят по нашей земле лю­ди, которые заслужили того, чтобы на них обрушилась вся ярость этого гнева. Их не так много — всего несколько че­ловек. Они прячутся от закона и от лю­дей — и тайно творят свое черное дело. От них тянутся нити и сюда, на окраину Мценска.

...С некоторых пор в приемных област­ных и республиканских учреждений, а также в столице стали появляться эта­кие ходоки. Они именуют себя бапти­стами, но тут же подчеркивают, что действующая баптистская церковь «не соответствует Христову учению», и у них с нею раскол.

Ходоки эти ведут себя вызывающе, по­рою явно провоцируя окружающих на скандал. Петиции, которые они вручают должностным лицам, содержат незакон­ные требования (не просьбы, а именно требования!), сформулированные в двух пунктах.

Первый: поручить их так называемо­му «оргкомитету» созвать всесоюзный съезд баптистов, который сместил бы нынешнее руководство общиной и поста­вил бы на его место руководителей орг­комитета. Второй: «прекратить вмеша­тельство школы и государства, в воспи­тание детей верующих».

С такой петицией обращались они в Совет по делам религий и в другие офи­циальные органы. Всюду им терпеливо разъясняли, что созыв съезда верующих —это внутреннее дело самих религиоз­ных общин, ибо в нашей стране церковь отделена от государства. Если бы госу­дарственные органы стали предлагать ны­нешнему руководству союза евангельских христиан баптистов созвать съезд, это было бы нарушением закона. Тем более противозаконным было бы указание — каких руководителей надо сместить и какими их заменить.

Разъясняли им и то, что у нас суще­ствует закон о всеобуче, и каждый ре­бенок, вне зависимости от убеждений родителей, должен, получить светское образование.

Когда наиболее грамотных из ходоков спрашивают, почему они недовольны ру­ководством баптистской общины, они от­вечают примерно так: «Мы признаем только Божьи законы, а нынешнее ру­ководство баптистской церкви признает и земные».

Вот в чем, оказывается, суть вопро­са. Люди, стоящие за спиной ходоков, не хотят признавать законов Советского государства, не желают считаться с тем, что сектанты не только верующие люди, но и советские граждане. Наши законы защищают права верующих, свободу их вероисповедания. Однако законы обязы­вают верующих, так же, как и атеистов, выполнять свой гражданский долг, оп­ределяемый Конституцией СССР, выпол­нять советские законы. Руководители же «оргкомитета» выступают по су­ществу против закона. Впрочем, неко­торые законы они признают: исправно получают пенсии, охотно пользуются оплачиваемыми отпусками и прочими благами нашего общества, против уста­новлений которого выступают.

Своих ходоков они наставляют домо­гаться выполнения незаконных требова­ний любыми средствами, вплоть до скан­дала. Внушают им, что это и есть «борь­ба за истинную веру». Впрочем, сами хо­доки в тонкостях петиции, как правило, разбираются слабо. Их просто готовят «постоять за веру», «претерпеть» за нее. С тем они и едут в областные цент­ры и в столицу.

С двумя из таких ходоков мне недав­но довелось беседовать. Что же они от­стаивали так упорно?

Анна Федоровна Истратова работает в Туле на заводе уборщицей, ей 52 го­да, она одинока. Бросила работу и, по­винуясь указке своих сектантских гла­варей, приехала с петицией. О том, что написано в петиции, Истратова имеет самое смутное представление: «Я хлопо­чу, чтобы нас не притесняли другие, за­регистрированные баптисты, потому что истины в них нет».

Бобылев Аким Иванович (62 года, по­лучает приличную пенсию) прибыл из Брянской области в полной уверенности, что хлопочет о том, чтоб разрешили их общину зарегистрировать у уполномо­ченного Совета по делам религии. И был очень удивлен, когда выяснилось, что хлопочет он как раз об обратном — об отмене законных форм существования секты.

За спиной вот таких, в общем-то отста­лых и бессовестно обманутых, людей стоит кучка авантюристов из так назы­ваемого «оргкомитета», рвущихся к вла­сти над баптистской общиной и к ее каз­не. Возглавляют эту кучку некие Генна­дий Крючков и Георгий Винс. Это они снаряжают ходоков и дирижируют ими из укрытия, побуждая выступать чуть ли не «от имени народа». Между тем они не имеют права говорить даже от имени баптистской общины, потому что обмануть и увлечь за собой им удалось меньше одной двадцатой части всех бап­тистов.

Потерпев поражение внутри общины, «оргкомитетчики» развили бурную под­польную деятельность. Обманом вербуя сторонников, они провоцируют их на все более дерзкие и вызывающие действия. Им сейчас нужны «жертвы гонения» и «мученики за веру», чтобы подогреть у верующих остывающий интерес к ним.

...Вот в каких баптистах ходила по­следние два-три года Мария Рыкова. Вот кто внушил ей не подчиняться за­конам земным. Вот кто подогревал ее фанатизм и готовность «отстаивать ве­ру Христову» любыми средствами.

С периодом особой активности «оргкомитетчиков» совпала резкая перемена в поведении Рыковой. До это­го она истово молилась на тайных собра­ниях своей секты, открыто пропагандиро­вала свои взгляды, вербовала в секту всех, кого могла. А матери Валерика — Нине Митичкиной — даже обещала по­дарить корову.

Но все это не привлекало особого вни­мания общественности. Правда, соседи по улице требовали, чтобы местные ор­ганизации присмотрелись, что творится в этой семье, заодно разобрались и в том, на какие средства живет она. Семья большая, зарплата маленькая, а купили мотоцикл, потом мотороллер, подыскива­ют машину. Но на эти сигналы тоже ни­кто не обратил внимания.

И вот наступил март. Усиливается в секте пропаганда сопротивления совет­ским законам, Мария получает под­польную литературу, призывающую бо­роться с «законами земными» и руко­водствоваться «законами Божьими». При обыске после убийства у неё найдены и несколько номеров нелегального «братского листка» (последний — ап­рельский) и пресловутое «Обращение ко всем верующим матерям евангельско-баптистского исповедания зарегистри­рованных и незарегистрированных об­щин в СССР» с воззванием: «Объединить наши усилия в молитвах к Богу о по­священии жизни наших детей ему на служение с колыбели». И с призывом к «спасению наших детей от влияния мира».

Мы не знаем, как еще трактовали эти документы негласный духовный отец Марии Рыковой — некий Замуруев и приезжие «благовестники». Но можно догадываться, что они не стеснялись в призывах к действию.

В апреле старшего сына Ваню приня­ли в пионеры. Мария сорвала с него галстук. Запретила первокласснице Лю­бе носить октябрятскую звездочку. По­том пошла в школу и заявила, что ее дети верующие и их нельзя принимать в пионеры и октябрята.

Мать Марии, Анастасия Василь­евна, обеспокоенная судьбой внуков, принесла Ивану новый галстук и по­пробовала уговорить свою дочь не калечить души детей. Та не уступила, отреклась от матери. Тогда сама Ана­стасия Васильевна стала хлопотать, что­бы ее дочь лишили прав материнства и отобрали у нее детей! И к этому сигналу не прислушались...

22 мая, в воскресенье, муж отвез на мотоцикле Марию на тайное молитвен­ное собрание. Вернулась она возбужден­ная. О чем шла речь на собрании, нам неизвестно. Сохранился только один документ, датированный этим числом: черновик заявления Рыковой о том, что ее сына в школе якобы преследуют за веру. В этот же день Мария узнала от своего мужа, что он возил соседа на мотоцикле выбирать корову — и что со­седи давно уже получили 300 рублей ссуды от государства. Значит, решили не брать ее подарка...

23 мая, рано утром Мария вызвала Нину из дому и сказала, что если та немедленно не сдаст ссуду обрат­но, то дорого заплатит за это. И еще предупредила, что тут — великая тайна. Думали-думали Нина с мужем, что сие значит и надумали: может, реформа ожи­дается? Взял муж деньги и пошел на работу. Через час ушла из дома и жена. По дороге ее остановила у своей калитки Рыкова:

— Чего Валерку с собой тащишь?! Оставь его у нас.

И мать оставила, как это делала раньше, много раз. На заводе она узнала, что Мария прибегала к бухгалтеру — спрашивала, сданы ли деньги. Мать поспешила обратно. Мария ей двери не открыла и сказала через окно, что сына не отдаст, пока не получит справку о том, что деньги сданы. Нина побежала к мужу, тот пошел требовать сына. Рыкова показала ему в окно нож и заявила, что, если не принесут справки, Валерке жить до двух часов дня только. Дом был тщательно заперт изнутри, своих детей Мария куда-то отослала.

Испуганные родители Валерки побежали в милицию. Через несколько минут милицейская машина уже прибыла на место, захватив по дороге и мужа Рыковой. Его переговоры с женой ни к чему не привели. Нина заглянула в окно и забилась в истерике. Плачуще­го мальчика, переодетого в какую-то ро­зовую распашонку, зажала в коленях Мария. В руке у нее был нож.

Все бросились ломать окно и двери. Ворвались в дом... Но было уже поздно.

Трудно представить себе, чтобы на та­кое страшное дело решился человек с нормальной психикой. Но если даже у Рыковой и произошел психический срыв, то разве не ясно, результатом чего он явился?

Что бы ни определила экспертиза, что бы ни решил суд — гибель Валерия Митичкина на вашей совести, Геннадий Крючков и Георгий Винс! Это вы, таясь в норах, разжигали темные стра­сти в душах своих приверженцев, вы посылали одурманенных вами ходоков «пострадать за веру», сами предпочи­тая прятаться за их спиной.

Пророки зла, вы сеете только зло, хотя и разглагольствуете о добре и о любви к ближнему. В каком зловещем свете предстал вдруг ваш основной те­зис, который вы внушаете своей пастве: «Не подчиняйся законам зем­ным, подчиняйся законам божеским!». Кто возьмется предугадать, в какие чу­довищные формы может отлиться этот тезис в воспаленном мозгу какого-ни­будь полуграмотного фанатика, ли­стающего сейчас «Священное Писание», чтобы почерпнуть оттуда указание божье — как ему лучше «поревновать» за веру!

...Перед моим отъездом из Мценска разыскал меня в гостинице Александр Петрович Бузанов — парторг цеха с за­вода «Вторцветмет». Зашел он узнать — не соглашусь ли я выступить в цехе, разъяснить, что к чему.

— Только и слышу от людей: «По­чему не закроете баптистов? Почему не вышлете их?» А я не в курсе...

Выступить я не смог, но «в курс» за­ботливого парторга ввел, насколько это было в моих силах. После этой встречи всю обратную дорогу я размышлял над извечным в таких случаях газетным во­просом: «Где ж вы были, люди?» Мценская трагедия осветила странную и непростительную инертность местных организаций и общественности. Ни вы­водов не сделано, ни уроков не извле­чено. Даже агитаторов вовремя не со­звали, не рассказали им обо всем, что произошло, не послали их туда, где сей­час кипят страсти. И депутаты городско­го Совета не пошли в свои округа с нуж­ным в этот момент словом к избирателям.

Удивительное это спокойствие. И опа­сное.

Н. ШТАНЬКО. МЦЕНСК — ОРЕЛ.

Газета «Известия» №131 (6 стр.), 1966 год.

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 3 | Уникальных просмотров: 3