Почва, на которой сеется семя учения

Неплодородная почва путём обработки и удобрения превращается в годную для земледелия. Так точно черствое сердце, повреждённое грехом, возможно через Слово Божие сделать восприимчивым к добру и любящим святую жизнь.
Земледелец заботится не только о том, чтобы посеять семена всхожие, но он тратит много труда и на приведение почвы в такое культурное состояние, при котором она способна вырастить из семян растения.
Также и проповедник должен думать не только о том, чтобы сеять доброе слово: он должен позаботиться и о состоянии сердец слушателей, чтобы они были восприимчивы к Евангельскому благовествованию.
Для того чтобы слушатели хорошо воспринимали речь проповедника, необходимо, во-первых, чтобы они были внимательны, а во-вторых, чтобы у них к этому проповеднику была симпатия. Затем — надо, чтобы ничто внешнее не мешало.
Например: можно ли внимательно слушать проповедника, когда дети кричат, присутствующие разговаривают или ходят по комнате, как на базаре?..
Невнимательным может быть также и человек усталый; он, «имея уши», не слышит проповедника. Бывает, что и до собрания человек уже устал. Но он может устать и на собрании, если проповедь слишком длинна или скучна. Очень утомительны и длительные собрания вообще, на которых слишком много поют и говорят.
Почва каменистая, покрытая сорными травами и затоптанная на дороге, — не даёт, обыкновенно, плода; но путём обработки и удобрения на каменистых местах бывают урожаи, а с помощью выпалывания борются с сорными травами.
Сеять Слово Божие тоже нужно разумно. Нельзя утомлять слушателей перед главной проповедью длинными молитвами или продолжительным пением, или длинной, бессодержательной проповедью неопытного проповедника.
Дремлющие, утомлённые слушатели стремятся скорее уйти домой, а их начинает домучивать второй проповедник, говорящий лучше первого, но которого уже не слушают, потому что устали.
Начинающим работать на ниве Божией проповедникам надо говорить не дольше 10–12 минут; то же можно посоветовать проповедникам, не подготовившимся к проповеди.
Проповедникам, обладающим даром слова и подготовившимся, рекомендуется не говорить дольше 30–40 минут. За это время вполне возможно ясно и подробно изложить мысль и развить её; проповедь должна развивать каждый раз одну только тему: если проповедник перебрасывается с одной темы на другую — он производит слабое впечатление.
Лучший порядок ведения собрания следующий. Руководящий открывает собрание краткой молитвой. После этого — он или назначенный сказать слово брат — говорит проповедь 30–40 минут.
Если первым будет всегда говорить лучший проповедник, то все приучатся приходить к началу собрания, не будут опаздывать. Затем после продолжительного пения — 15–20 минут — могут говорить другие проповедники по 10–20 минут каждый.
Заканчивать собрание можно общей молитвой или молитвой руководящего.
Продолжительность собрания не должна превышать 1½ часа. Ошибаются те, которые хотят довести слушателей до того состояния, когда они скажут: «довольно! пора домой».
Нужно, чтобы слушатели желали бы ещё послушать и посидеть, но — собрание закончено, и приходится пожелать прийти ещё раз.
Утомляющиеся слушатели или намеренно опаздывают к началу собрания, или редко его посещают.
Проповедник должен быть любим слушателями. Для этого он должен вести христианский образ жизни: быть честным, говорить правду, не ссориться, не пьянствовать, любить людей, быть ласковым и вежливым, быть развитым, любить добро и пр. Слава про жизнь проповедника быстро распространяется среди слушателей и их знакомых; поэтому проповедник, побеждённый грехами, так же не авторитетен, как полководец, проигравший много сражений.
В. П. Ч.

Журнал «Христианин» № 6, 1927 год (страница 49)

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 3 | Уникальных просмотров: 3