Преступление Адама. Брат А. Н. Никитин
Мир вам, дорогая Церковь. Вы знаете, на днях мне попалась газета информационного агентства Interfax. И уже с первых строк я вынужден был задрожать как осиновый лист от той новости, что ежечасно в мире совершается больше 200 тысяч преступлений. Это и кража — тайное хищение чужого имущества, на долю которого приходится треть всех преступлений. Это и убийство — причинение смерти другому человеку. У нас в Петербурге, например, за прошедший год произошло 134 убийства. Это и мошенничество — хищение имущества путём обмана или злоупотребления доверием, и так далее, и тому подобное.
Я спросил себя тогда: «Андрей, почему людей так сильно влечёт преступление? Почему люди влекутся к греху больше, чем птица влечётся к небу, рыба — к воде, политик — к власти, наркоман — к кокаину, алкоголик — к выпивке? Почему человека так сильно влечёт грех?» И ответ нашёл в том, что Библия сообщает авторитетно: вся проблема заключается в так называемом грехопадении, в так называемой райской катастрофе — в преступлении, которое совершили когда-то Адам и Ева.
Я спросил себя дальше (и, может быть, вас кто-то так спрашивал): «Почему мы, люди, живущие в XXI веке, должны отвечать за преступления Адама? Адам когда-то заварил кашу — пусть он и расхлёбывает. Как я вообще отношусь к злодеянию Адама?» Насколько справедливо то, что к нам придёт сейчас пристав и, например, скажет мне: «Андрей, выходи из кафедры, бросай университет, суши сухари — ты отправишься сейчас в тюрьму. Будет небо в клеточку, а грудь в полосочку, потому что твой пра-пра-пра-дед когда-то совершил убийство, и мы решили за это тебя посадить»? Я скажу: «Позвольте, но вы не путайте Божий дар с яичницей. Это он, а это я».
Как ответить на этот вопрос? Насколько справедливо то, что мы несём на себе ответственность за это преступление Адама и Евы? Это проблема, которая стоит перед нами и на которую ответил апостол Павел. А также вопрос, который мы коротко, бегло рассмотрим.
Насколько справедливо то, что смерть одного человека — Иисуса Христа, плотника из Назарета, — спасает всех людей? Если мы рассмотрим военную историю, можем признать, что смерть одного солдата, который спас от вражеской пули другого солдата, спасает одного человека. Смерть одного даёт жизнь другому. Но когда мы говорим о Христе: почему смерть этого человека даёт жизнь не одному, а сотням тысяч людей? Почему, если меня распнут, то от этого мало кому будет пользы (надеюсь, никто это не сделает никогда), и вы от этого не получите прощения грехов?
Для этого давайте откроем Послание апостола Павла к Римлянам, письмо его к этой церкви, и прочтём один короткий текст — из 5-й главы, 18-го стиха. Там есть такие слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так и правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Что значит этот текст?
«Преступлением одного — всем человекам осуждение, правдою одного — всем человекам оправдание к жизни». Речь идёт об Адаме, который совершил преступление и которое повлекло осуждение и смерть. В другой части стиха речь идёт о Христе, который Своей праведной жизнью и голгофским подвигом — смертью на кресте — принёс всем верующим в Него оправдание и прощение грехов, и всё это влечёт к жизни.
Отвечая на вопрос: «Насколько справедливо то, что мы отвечаем за грехи Адама и Евы?» — позвольте привести такую иллюстрацию, а потом подкрепить её стихом из Библии.
Представьте себе, что какая-то семья отправилась в путешествие. Нет, не на Украину — давайте в Италию. Минуя все санкции, вот они путешествуют. И водитель, который везёт супругу, горячо любимую, своих детей, вдруг, не справившись с управлением, развив огромную скорость, совершив ошибку, улетает в кювет. При этом страдает не только отец, но вместе с ним страдают и его супруга, и его дети. Хотя ошибку совершил один, тем не менее мы видим, что последствия идут и на остальных.
То же самое здесь говорит апостол Павел. Он говорит в 12-м стихе: «Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём, то есть в Адаме, все согрешили». Нужно сказать, что Адам, будучи представителем человеческого рода, представлял всех нас — тех людей, которые ещё не родились. И мы таким образом как бы согрешили вместе с ним.
Чтобы понять эту ситуацию, представьте себе вот что. Представьте, что та семья, которая попала в аварию, звонит мне и говорит: «Андрей, возьми, пожалуйста, автокредит здесь, в этой стране, пока не поднялись кредитные ставки. Мы знаем, что они сейчас очень быстро растут». И при этом я могу совершенно справедливо это сделать благодаря тому, что у нас есть такая возможность, как нотариальная доверенность. Вы слышали об этом? Я могу прийти в банк, предоставить им нотариальную доверенность, сам подписать это заявление — тем не менее юридическая ответственность вся будет возложена на них, на этих друзей, которые попросили меня это сделать.
Таким образом, подпись будет моя, тем не менее она будет приравнена к их подписям, и все долговые обязательства, которые предполагает банк, будут возложены не на меня, а на этих людей. То же самое и с грехом Адама. Как одна капля дёгтя портит всю бочку мёда, как одна щепотка соли осаливает всё блюдо, как одна бомба, казалось бы маленькая, которая была сброшена на японский город Хиросима, привела к смерти ста тысяч людей, как один указ, одна подпись президента приводит к военным действиям, к смерти тысяч людей — так и один грех Адама повлёк за собой греховное состояние всего человеческого рода.
Но вместе с этим апостол Павел показывает, что Христос всё это исправил. Справедливость заключается в том, что так же, как мы через одного человека согрешили, так же через Христа — абсолютно праведного Человека — мы получили оправдание.
Знаете, я люблю социальные эксперименты и решил сделать такой опыт: найти в нашей Церкви десять человек, которые считают себя практически абсолютно безгрешными, и которые совершают грехи так же редко, как редко они ходят к стоматологу. Я написал это на листочке и сейчас покажу вам список этих людей. Думаю, вам интересно, наверное, будет узнать, кто это.
Этот листочек прямо перед вами. И те люди, которые сидят в конце и не видят, что здесь написано, — беда не в том, что у них плохое зрение, нет телескопа, очков или бинокля. Беда в том, что здесь ничего не написано. Только Христос — единственный праведный, и поэтому Он был достоин того, чтобы снискать благоволение в очах Господа и Своей смертью заплатить за наши грехи. Только о Нём сказано, что Он «святой, непричастный злу, отделённый от грешников», и Сам Он о Себе говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?»
И последнее, что я хотел сказать: подобно тому, как грех Адама был присвоен нам, подобно тому, как Адам, согрешив, передал нам этот грех, — так же и праведный поступок нашего Господа Иисуса Христа присваивается нам.
В заключение я хочу сказать, что те люди, которые считают себя оправданными, те, кому прощены грехи, — давайте поблагодарим Бога за это искупление. А те, кто ещё не оправдан и чувствует укорение совести, помните о том, что за преступления в Библии сказано: «осуждение». Человекам положено однажды умереть, а потом — суд. И Бог будет судить тайные дела человека через Иисуса Христа.
Давайте склонимся и в коротких молитвах прославим Бога за Христа, даровавшего нам оправдание. Аминь.