Откуда ведёт своё начало общество баптистов, с точки зрения православных
Предисловие
Газета «Сибирская жизнь», Томск, № 265, 1909 год. МОСКВА. В виду того, что пастор евангелических христиан и баптистов Фетлер вместо дозволенных ему духовно-нравственных бесед проповедовал среди православных переход в секту, градоначальник воспретил Фетлеру дальнейшие собрания и дело о нём передал судебной власти.
***
Омские епархиальные ведомости. 1913 год
Откуда ведёт своё начало общество баптистов, с точки зрения православных? (православные рассуждение)
На этот вопрос уже отчасти отвечает то обстоятельство, что баптисты во время своих молитвенных собраний, оставивши церковные песнопения, поют стихи из «Сборника стихотворений христиан евангельского лютеранского исповедания». О Лютере же история говорит, что он отделился от католической церкви в 1520 году, католическая церковь отделилась от восточной Вселенской Церкви в 1054 году. Одновременно с Лютером в незначительном городке Германии Цвиккау появляется энергичный человек по имени Фома Мюнцер. Еще в детстве он проникся страшной ненавистью к дворянству и духовенству. Чувство ненависти есть начало не созидательного свойства, а разрушающего и поэтому к тому, кто в своих действиях вдохновляется этим чувством, не может быть и не должно быть доверия со стороны людей благоразумных. Со вступлением в зрелый возраст, он принимает на себя задачу освободить крестьян от помещиков и создать новый строй жизни религиозной и гражданской. За попытку осуществить свою мечту Фома Мюнцер и его приверженцы были изгнаны из г. Цвиккау. Тогда они направились в Витенберг, тоже германский городок. Здесь изгнанники имели успех и приступили к созиданию новой церкви. Лютер, услыхав о беспорядках в г. Витенберге, явился сюда и силою своего слова прекратил смуту среди немцев и выгнал Фому Мюнцера с его последователями из Витенберга. Последователи Мюнцера рассеялись по всей Германии. Но и после этого Фома не оставлял своего намерения основать новую Церковь и реформировать государственное устройство. Он организует восстание крестьян и становится во главе восстания. Восстание это было подавлено католическими и протестантскими войсками, Фома был захвачен в плен и казнен (1525 г.)
Около 1526-1529 годов среди последователей Фомы распространяется учение о скором пришествии Христа и тысячелетнем Его царствовании на земле. Под влиянием этого учения последователи Фомы начинают действовать дружно и настойчиво. Под руководством Яна Матиссена, булочника из Гарнема и Иоанна Бокгольда, портного из Лепдана, они овладели городом Мюнстером, столицею Вестфалии (1534 год) и здесь устроили свое царство. Матиссен умер. Иоанн Бокгольд чрез своих пророков провозгласил себя королем нового Сиона, как назвал он Мюнстер, и послал 28 апостолов, чтоб покорить под свою власть всю вселенную. Всех жителей Мюнстера новый король Сиона и его приверженцы принуждали принимать второе крещение, почему последователей секты, основанной Фомою Мюнцером и его продолжателями портным и булочником, стали называть анабаптистами, т. е. перекрещенцами. В Мюнстере совершались тогда самые чудовищные бесчинства. Все, кто не хотел принять второго крещения и вступить в общество анабаптистов, были изгнаны из города, произведения наук и искусств: статуи, картины, книги, рукописи и т. п. были все уничтожены. Уцелела одна только Библия от истребления. Между членами нового царства была введена равноправность, доходящая до разрушения семьи и многоженства (что-то крайне сомневаюсь — однако это скорее всего выдумка люда православного). Фанатизм и нравственная распущенность сделали город театром самого дикого разврата и неизбежными следствиями этого явились голод и язва (и здесь пасквиль от православного!). (Как то странно он перешел к баптистам, а говорил ведь про анабаптистов) - Баптисты были ярыми противниками современного им строя государственной и церковной жизни. Они нападали не на частные злоупотребления администрации, но протестовали вообще власти духовной и светской, стремясь устроить жизнь на новых началах. Предметом всегдашних мечтаний баптистов было устроить церковь святых, в которых не было бы грешников - (мысль не состоятельная, не было таких намерений у баптистов, с чего взял М. Орлов такое утверждение?). Глава этой церкви - Сам Бог. Он есть единственный начальник и руководитель святых. Святые избранные Божьи, дети церкви Христовой, надставляемые Самим Спасителем, не нуждаются, по их мнению, уже ни в каком правительстве. Следовательно, в этом новом царстве святых не должно быть никаких властей: - все равны между собой, все братья. Между святыми так же не должно быть и собственности, все их имущество должно быть общим достоянием братьев и сестер. Таков идеал нового царства, к осуществлению которого стремились баптисты. Внешним знаком принадлежности к «церкви святых» служило крещение, поэтому баптисты требовали перекрещивания от вступивших в секту и крещения взрослых, отвергая крещение детей. Так говорит история, этот беспристрастный свидетель, о возникновении и первых годах жизни баптизма за границей — (кто написал эту историю, в такой интерпретации? Вопрос остаётся открытым).
Когда и при каких условиях явились баптисты в России?
Юг России по манифесту Императрицы Екатерины II-й (22 июля 1763 г.) успешно заселялся иностранцами. Чрезвычайно льготные условия переселения привлекали в Россию массу народа негодного (сразу ярлык наклеил М. Орлов), за которыми местные пасторы отказались даже следовать. Между немцами переселенцами не мало прибыло в Россию представителей разнообразных протестантских сект. В разнообразных по вероисповеданию и нравственному состоянию немецких колониях долго происходили волнения, немало требовалось усилий со стороны правительства, чтобы привести переселенцев к порядку и образовать между ними правильные приходы. Впоследствии в некоторых из них появились религиозно просветительные общества и братства. Среди других явилось братство «штунде», широко распространенное в евангельских и реформатских приходах за границей. Первоначально за границей братство штунде не имело значения отдельного вероучения или секты. Этим именем назывались общества из лиц более благонадежных и авторитетных, которые поставили своей задачей содействовать развитию религиозно-нравственного просвещения протестантских приходов. С этой целью члены общества собирались в определённые часы для чтения Св. Писания и пения религиозных гимнов. Эти собрания были орудием религиозно нравственного воспитания и только. В 1814 году в Черноморских степях среди немецких колонистов появилось братство «Штунде» в его первоначальном значении. Устраиваемые обществом собрания стали посещать и русские рабочие, жившие в немецких колониях. Реформатский пастор Карл Бенекемпфер и его отец Иоанн (с 1824-1867 г.) являются первыми деятелями по распространению среди русских братства штунде, в колонии Рорбах в Херсонской губернии. Карл Бенекемпфер, по его собственному признанию г. Ушинскому, исследователю штунды, во всех своих беседах с русскими поселянами настаивал всегда, чтобы они заимствовали из немецких штундистских братств, только то, что согласно с православием. Но как пастор Бенекемпфер мог оградить православных слушателей от увлечения, когда они на общих собраниях выслушивали протестантское изъяснение Св. Писания и пели религиозно-нравственные гимны, или псалмы протестантского творчества. Тем более, что юг России с давних пор был населен последователями разных сект: духоборов, молокан, хлыстов и пр. и немецкий штундизм здесь нашел себе почву довольно подготовленную. Первыми прозелитами штунды были русские рабочие, жившие в немецких колониях, или приходившие туда на заработки.
В 1860 годах штундизм перешел к созданию особой секты, или по его пониманию, совершенного христианства. Штундисты стали называть себя христианами совершенной веры, святыми по вере. К чтению Слова Божия и пению гимнов на своих собраниях они начинают прибавлять проповедь о том, что принадлежащий к их братству находит самый истинный и самый прямой путь ко спасению. В основу секты штунды лег догмат личного оправдания человека по благодати, учение о том, что Бог Сам спасет человека непосредственно и что от человека требуется только вера. Не нужна церковь, как божественная наставница и руководительница, не нужны таинства, ибо штундисты без них святы, не нужно призывание святых, ибо один ходатай Иисус Христос (вот это совершенно верно, здесь М. Орлов истинно прав! Только почему ему не по пути с такими христианами было? Гордость!). Одним словом, догматическое заблуждение сектантов об оправдании христиан верою в Голгофскую Жертву неминуемо привело их к разрушению всего стройного здания церкви. Православная вера, - говорили русским немецкие штундисты, - выдумана попами. Посты установлены, чтобы держать народ в повиновении; храмы - это те же мельницы, т. е. доходные статьи для духовенства и ничего более. Материальную необеспеченность русских крестьян они объясняют множеством праздников.
Нет нужды в подробностях раскрывать, как велась пропаганда лжеучения штунды, как постепенно обезличивались пастыри православной церкви, как развенчивалась в своей святости и величии православная Христова церковь, все хулы лжеучителей на церковь и её представителей хорошо известны и духовным и светским лицам, которые хоть один раз пожелали послушать об этом. Народу русскому немцы наряду с проповедью церковной анархии стали внушать мысль, что о нём правительство не заботится и имеет намерение предать его в руки немецкого правительства. Внушив недоверие к духовному и светскому правительству, штундисты начали проповедовать о всеобщем равенстве и братстве. Услышав такую проповедь штундистов русский народ подумал, что пришла пора освободиться от уз религии, издевательства над которой слышал от людей в умственном отношении стоящих выше его, и некоторые из православных оставили посещать храмы и завели молитвенные собрания по указанию немецких учителей. В начале 1870 годов 19-го столетия наблюдалась такая картина: из домов русских последователей секты штунды с яростью и злорадством выбрасывались изображения святых на иконах и предавались всякому поруганию, более совестливые люди сжигали их, или спускали в воду. Крест и другие святыни подвергались той же участи. Что было освящено и окроплено в православной церкви, все заменялось новым, не исключая и одежды. Злоба и ненависть стали руководить русскими штундистами в их отношениях к православной церкви, к её учреждениям и духовенству. Сектанты назвали себя духовными, и эта фракция сектантов доселе удержала за собой название «духовной штунды». Слово Божие толкуется этими сектантами во всем духовно. Таинства, обряды, церковные уставы и учреждения заменяются духовным поклонением Богу в самом широком смысле и самом общем понимании. Вода - Слово Божие и желающий получить крещение в вере Христовой, получает его чрез Слово Божие. Тело и Кровь Христова (в таинстве Евхаристии) тоже Слово Божие и желающий причаститься их, причащается чрез чтение Слова Божия. Словом, истина Христова учения о поклонении Богу в духе и истине оборвана и искажена крайним обобщением.
Когда лжеучение штунды распространилось среди русских поселений Херсонской губернии и перешло в Киевскую и соседние с нею губернии и стало заявлять себя открыто, тогда на русских последователей штунды стали оказывать систематичное влияние немецкие баптисты, поселившиеся колониями в разных местах юго-западной и южной России, стараясь привить штунде свои обряды. После усилий со стороны баптистов часть русских штундистов приняла обряд крещения и преломления и образовала секту штундо-баптистов.
Сущность вероучения штундо-баптистов
Смертью Иисуса Христа на Голгофе искуплены грехи всех людей. Кто верит в это — тот свят, учат баптисты, тот не имеет греха в себе и в нём действует Святой Дух (а разве по Слову Божьему не так? Как же читает православный люд Святое Писание имея и сегодня, в 2025 году, такое понимание как и 100 лет назад? Вывод: НЕ ЧИТАЕТ ВООБЩЕ!). Он действует непосредственно, следовательно, церковь со всеми таинствами излишня. Крещение запечатлевает веру и есть плод саморазвития, плод духовных соков, развывшихся во вне, как плод на дереве, но не таинство. Евхаристия полезна, как воспоминание о смерти Иисуса Христа и как благодарственная жертва за полученное спасение.
Внутреннее устройство секты штундо-баптистской таково: Общественные молитвенные собрания братства Штунде легли в основу внутреннего устройства секты и русского штундо-баптизма. Основание к таким собраниям они видят в словах Христа: «где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди их». Порядок собраний таков:
а) общее пение особо избранных библейских стихов и гимнов из богослужебных книг секты: «Голоса веры», «Духовных стихотворений», «Приношение христиан»;
б) чтение кем-либо из членов собрания с проповедническим толкованием в духе секты избранных мест Священного Писания;
в) молитва с произношением импровизированных вдохновенных молитвословий, без употребления крестного знамения.
Таковые молитвенные собрания являются для сектантов питомниками, укрепляющими их в заблуждениях; здесь они натравливаются на дерзкие выходки против православных и их святынь. В этих молитвенных собраниях и заключается настоящая сила секты. По окончании молений и проповеди на этих собраниях сектантами данного кружка обсуждаются вопросы и об отношениях сектантов к православным, отношения друг к другу и даже отношения членов семьи между собою. Здесь обсуждаются спорные дела своих братьев, происходит самосуд. Не было случаев, чтобы сектанты обращались в суд на сектантов же. Недостойным они считают на основании 1 Кор. 6:1-2 обращаться к суду язычников, каковым именем они называют православных христиан. Собранием руководит старший брат по выбору сектантов. Способность к проповеди, к пропаганде и беззастенчивость во время публичных бесед с православными миссионерами считаются необходимыми качествами для кандидатов во пресвитера или руководителя собраниями. Помощниками старших, называемых пресвитерами, являются диаконы, заменяющие их во время отсутствия. Рядовые сектанты являются слепыми последователями своих вождей. Общественные молитвенные собрания, совершаемые открыто, служат главным средством пропаганды лжеучения штундо-баптистов. Чтение слова Божия на русском языке с толкованием в сектантском смысле, заунывное пение стихов, сопровождаемое иногда слезами, а иногда рыданиями, умиляют сердца некоторых простецов и располагают в пользу сектантов.
Кроме молитвенных собраний для взрослых у сектантов по воскресным дням происходят собрания детские, под руководством детоводителей. Во время этих собраний детоводители приучают детей к пению своих духовных стихов и заучивают с ними места Св. Писания, направляемые ими против учения православной церкви. Таким образом, вместе с религиозным воспитанием в духе своего лжеучения, сектанты прививают своим детям враждебное отношение к православной церкви.
Каждая община баптистов имеет свою кассу, куда поступают добровольные пожертвования: на страждущих, бедных и обязательно на нужды миссии. Деньги из этих частных касс поступают в союзную кассу штундо-баптистов всей России. Для объединения религиозной жизни, для правильной организации пропаганды штундо-баптистами устраиваются ежегодно съезды их представителей, называемые конференциями. На этих конференциях решаются различные вопросы веры и церковной дисциплины, выслушиваются отчеты миссионеров об их пропаганде, распределяются сообразно нуждам, поступившие в союзную кассу деньги, назначаются миссионерские комитеты и избираются на определенное время миссионеры сектантства с разделением округов их деятельности. С 1909 года собираются всероссийские съезды кружков баптистской молодежи, юношей и девиц. Кружки эти имеют своею целью объединить молодежь для достижения практического осуществления в жизни учения Иисуса Христа. Деятельность кружков состоит в изучении слова Божия, распространении дела спасения, совершенного Иисусом Христом, которая выражается таким образом: в распространении Его учения, в поднятии духовных, умственных и образовательных сил членов кружка; в устраивании разных собраний, вечеров духовно евангельского характера; экскурсий или поездок с миссионерской целью; переписки с находящимися вдали членами, посещении больных и бедных и других дел служения баптистской церкви. Как видно из перечисленного, главная задача кружков молодежи все та же, как и других баптистских учреждений, т. е. стремление к усиленной пропаганде. Для более успешного воздействия со стороны главных руководителей баптизма на его разбросанных по всей России и Сибири членов, баптистское братство вооружилось периодической литературой. Между журналами особенной популярностью среди баптистов пользуются «Баптист» и «Гость». Первый издается на юге России Деем Ивановичем Мазаевым, а второй в Петербурге — Фетлером. «Гость» имеет у себя отдел, всецело посвященный братству «деяний апостолов». В нём помещается обмен мнений, по вопросам веры и практического осуществления миссионерских задач между членами братства. Есть отдел под названием «Студенчество», в котором как в фокусе собраны движения молодых сердец к обманчивому свету баптистского религиозного миропонимания.
Сделав краткий обзор истории баптизма от начала его появления за границей и до наших дней существования его в России, сущности его вероучения, внутреннего устройства баптистских обществ, средств, выработанных сектантами с целью пропаганды, остается сказать о первых прозелитах баптизма из русских.
О появлении секты баптистов среди русских, один из главных руководителей русских баптистов настоящего времени, Г. Павлов (бывший молоканин и служивший у торговца-молоканина в г. Тифлисе Н. И. Воронина и от Воронина получивший крещение баптистское) говорит так в журнале «Баптист» за 1908 г., ноябрь № 11, стр. 35: «Баптизм появился одновременно в двух различных местностях южной России, а именно: в селе Любомирке, Херсонской губернии и в городе Тифлисе (в Закавказье). Толчок этому великому евангельскому движению дали немецкие баптисты. Первым распространителем наших принципов в Херсонской губернии был крестьянин, житель селения Любомирки, Иван Григорьевич Рябошапка». Но Иван Рябошапка был первым распространителем баптистских принципов, как говорится в указанном месте, а первым получил крещение (баптистское) крестьянин Ефим Цимбал и не от баптистов, а от немецких меннонитов, которые в своем учении разнятся от баптистов, и крещение это получил обманом. Павлов, в своей статье, помещенной в журнале «Баптист» под заглавием: «Начало, развитие и настоящее положение баптизма среди русских» о крещении Цимбала говорит так: «Немецкие братья по причине гонения, крестить русских боялись, но русские всё-таки, получили крещение. Дело было так. В 1866 году новоменнонитский проповедник, Екатеринославской губернии, немецкой колонии Эйналоге, Абрагам Унгер крестил тридцать колонистов немцев при колонии Старый Данциг (Херсонской губернии, Елисаветградского уезда), в число крестящихся немцев вмешался некто».
Вот этот некто и был Ефим Цимбал. Не вмешайся Цимбал в число крестившихся немцев, Абрагам Унгер едва ли стал бы крестить его одного, потому что, как говорит Павлов, немецкие братья по причине гонений крестить русских боялись.
А сам Павлов получил крещение от Воронина. Об этом он так пишет: мастеровой немец Кальвейт «крестил» молоканина Воронина 20 Августа 1867 года. Затем Воронин крестил несколько «обращенных» молокан, в числе которых в 1871 году был крещен один 16 летний (молоканский) мальчик В. Г. Павлов*.
Вот что пишут главари баптистов о появлении секты баптистов среди русских.
Следовательно, баптистское общество утверждено не на основании апостолов и пророков, а на немецких сектантах, отделившихся от лютеранства, которое в свою очередь отпало от католической церкви, и не составляет поэтому надздания или продолжения церкви апостольской. По камням, составляющим баптистское здание, т. е. по руководителям баптизма нельзя добраться до краеугольного камня, с которого начата постройка церкви Христовой. «Кривое не может сделаться прямым, чего нет, того нельзя считать» (Еккл. 1:15). Всем известно, что общество баптистов началось за границей 1500 лет спустя после Рождества Христова, а у нас в России оно не более 50 лет насчитывает своего существования. Оно не имеет поэтому связи с церковью Христовой, а где нет этой связи, там нет ни истинного понимания Св. Писания, ни благодати пресвитерства, ни духа Христовой любви, смирения и кротости. Итак, по родословию своему баптистское общество не составляет истинной церкви Христовой, ибо утверждено и насаждено ни св. апостолами и не преемниками их, а самозваными учителями, и составляет поэтому секту немецкого происхождения.
*Вып. Из журн. «Баптист» за 1908 г. заимствован. Из брошюры Г. Носкова: «Откуда явилась секта баптистов».
Составляет ли общество баптистов истинную церковь Христову по высоте и святости нравственного уровня его членов?
Как мы уже отметили выше, баптисты считают себя вполне святыми, очищенными одною верою в искупительные Голгофские страдания и окончательно спасенными. Но по учению слова Божия христиане спасены в надежде и при условии, если только пребудут тверды и непоколебимы в вере и не отпадут от надежды благовествования (Рим. 8:24; Колос. 1:23), чего никак нельзя сказать о баптистах, явно уклонившихся от апостольского благовестия и отвергших преемственное от св. апостолов священство, уклонившихся от святой соборной, апостольской единой церкви со всеми её учреждениями и таинствами; уклонившихся, надо прибавить, в сторону проповеди, главные черты которой составляют отрицание и вражда. Не может дело, имеющее своим началом злобу и стремление к разрушению, иметь Божие благословение: «если я, говорит апостол, говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий (1 Кор. 13:1- 4)
Баптисты хвалятся тем, что они не пьют, не курят, не ругаются, но если даже это и правда, то ведь этого мало: перечисленные качества отрицательного свойства, для полной святости необходимо иметь положительные добродетели. Могут ли баптисты указать в своём обществе лиц, не говоря уже о всей массе, которые жили бы и умерли благочестиво, свято, пребывая в смирении, кротости, любви, словом, были бы вполне похожими на св. апостолов, чтобы, взирая на кончину их жизни можно было бы подражать, по заповеди апостола Павла, их вере (Евр. 13:7). На протяжении всей истории баптизма, начиная с Фомы Мюнцера (1520 год) и до настоящего времени, таких лиц мы не находим, не видим спасенных. Следовательно, и по делам последователей секты баптистов можно заключить, что баптистское общество церкви Божией не составляет.
Особо усердными проповедниками баптизма в России за последнее время являются братья Дей и Гавриил Мазаевы, Павлов, Одинцев, Степанов, в Петербурге — Фетлер.
Фетлер, надо полагать, не до фанатизма увлечен своим лжеучением. В его словах иногда проглядывает луч света, так, например, 4 октября 1909 года в Ростове на Дону он вел беседу с православным миссионером Д. И. Боголюбовым и торжественно, пред тысячной толпой слушателей, признался, что «он не думает, будто в православии спастись нельзя. Можно, только надо жить добродетельно».
Из всего сказанного о появлении и жизни баптизма ясно, что общество баптистов не церковь Божия, а секта немецкого происхождения. Посему последователи её, как не находящиеся в царстве возлюбленного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа (Колос. 1:13; Деян. 26:18) не имеют надежды на спасение.
Миссионер, протоиерей М. Орлов