Экзегетика: толкование Книги Бытие. Первый день творения. В. И. Быков
Продолжение [начало «Христианин» №1 за 1927 год]
Первый день творения (Быт. 1:3-5)
«И сказал Бог»
а) Маленькое слово «и» указывает на неразрывную связь действия Духа Божия и последующего творческого процесса. Это подчеркивает непрерывность Божественного действия в процессе творения.
б) Данное выражение «и сказал Бог» встречается в первой главе Бытие десять раз, что подчеркивает его особую значимость. Этот факт указывает на участие второго Лица Святой Троицы — Господа Иисуса Христа, Который носит имя «Слово» (Логос). Данное утверждение подтверждается следующими местами Священного Писания:
- Иоан. 1:1-3
- Кол. 1:16
- Евр. 1:2
- Евр. 11:3
Таким образом, к действию Духа Божия присоединяется действие Божественного Слова: «да будет». Эти слова раскрывают особый способ Божественного творчества — творение словом, что является проявлением Божественного всемогущества. Примечателен тот факт, что мысль, намерение, воля и повеление Бога немедленно воплощаются в реальность (см. Рим. 4:17; 2 Кор. 4:6; Пс. 32:6-9).
Примечание 1. В то время как идея материализации мыслей применительно к человеку является необоснованной, в контексте Божественного действия это представляет собой удивительную реальность, демонстрирующую уникальность Божественной природы и её отличие от человеческой.
Примечание 2. Важно отметить следующий существенный факт: даже человеческая мысль обладает определенной силой и неизбежно ведет к конкретным действиям [Литературным примером может служить история одного из героев Пушкина, который сначала плохо думал о своем больном дяде, легкомысленно желая ему смерти, а затем совершил убийство своего друга]. Поэтому мы должны тщательно контролировать свои мысли, оберегать себя от дурных помыслов, избегать чтения неподобающей литературы и созерцания безнравственных изображений.
Это место Священного Писания часто становилось объектом насмешек и издевательств со стороны неверующих, особенно усердствовал в этом Вольтер. До сих пор можно услышать вопрос: «Как мог быть свет в первый день, если солнце было создано только в четвертый день?»
Что же такое свет? Какова его истинная физическая природа? Свет всегда был и остается предметом тщательного изучения физиков.
Долгое время в науке доминировала теория знаменитого Исаака Ньютона, согласно которой свет представляет собой поток чрезвычайно малых частиц, исходящих от светящегося тела (теория истечения).
Однако впоследствии эта теория была отвергнута, и появилась замечательная теория Френеля, по которой свет является результатом колебаний эфира. Эта теория была удивительно полно и тонко разработана, она объяснила множество явлений и в конце XIX века преподавалась как неоспоримая истина.
И что же? Теперь многие ученые отрицают совершенно эфир и отвергают стройную теорию Френеля. Таким образом, природа света нам и поныне неизвестна. Поэтому обратимся к простому, здравому смыслу. Что говорит нам ежедневный опыт и наблюдение? Когда возникает свет? Оказывается, свет возникает во многих случаях, помимо солнца:
1) от сильного нагревания, накаливания;
2) от удара (кремень, огниво);
3) при химических реакциях (например, при горении);
4) от электричества (молнии, северное сияние);
5) существуют светящиеся животные (например: светлячок, морские инфузории).
Во всех этих случаях мы наблюдаем свет, происходящий помимо солнца. Итак, свет мыслим и без солнца. Бог сотворил в 1-й день свет вообще, быть может, главным образом в форме свечения разряженного вещества или северных сияний. Астрономия принимает то мнение, что первоначально существовали светящиеся туманности, т.е. весьма разряженные газообразные массы.
Итак, наука не только не отрицает Библейского порядка в отношении света, но даже подтверждает его.
Нам важно, однако, указать, что были чудные случаи, когда приходилось людям наблюдать свет совершенно особенного происхождения. Эти случаи записаны на страницах Библии:
Исх. 34:29-35 Лице его (Моисея) стало сиять лучами;
Матф. 17:2 просияло лице Его (Иисуса) как солнце;
Деян. 6:15 ... видели лице его (Стефана), как лице ангела;
Деян. 26:13 я (Павел) увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние.
Это был свет Божественного происхождения.
Нам интересно знать, что говорит Писание о Боге именно в этом смысле?
1 Иоан. 1:5 Бог есть свет.
1 Тим. 6:16 Бог обитает в неприступном свете.
Ис. 103:2 Одет светом.
Иак. 1:17 Отец светов.
Конечно, мы понимаем эти места прежде всего в духовном нравственном смысле, однако за ними может скрываться нечто реальное. Попутно мы можем сделать один замечательный вывод, который дает решение важного вопроса философии, а именно: «какова цель творения?» Нам ясно из всего вышесказанного, что Бог в творении проявил, открыл Свои свойства — Рим. 1:19-20.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»
Нам следует приучить себя вникать в сокровенный, затерявшийся смысл самых ходячих слов; часто при этом можно сделать интересные замечания. Рассмотрим, для примера, некоторые слова:
Защита — за щитом;
Город — от слова «гора»;
Колокольчик — кол о кол;
Истукан — от слова «стукать» и т. д.
Становясь на указанную точку зрения, мы должны спросить себя: «что обозначают слова день и ночь?» Слово день на древнееврейском языке обозначает «движение», «теплота». Это так метко характеризует день! Слово ночь обозначает «уклонение», «застилание», «накатывание».
«И был вечер, и было утро»
Счет времени на Востоке ведется с вечера, что имеет определенное практическое удобство. Это психологически понятно, если вспомнить наши ощущения в канун праздников.
«День один»
Примечательна точность библейского языка: используется не «день первый», а «день один». Это объясняется тем, что порядковые числительные употребляются при наличии нескольких предметов, а в данном случае был только один день, который не требовалось сопоставлять с другими.
Какова продолжительность шести библейских дней творения? Некоторые утверждают, что каждый из них равен 24 часам. Однако наблюдения показывают, что наша планета имеет внушительный возраст, о чем свидетельствуют:
- меловые горы около Белграда.
- балки южной России.
- водопады и стремнины.
Возникло противоречие между буквальным толкованием слова «день» и природными наблюдениями. Вместо критики экзегетов неверующие начали подвергать сомнению достоверность Библии.
Хотя Бог мог создать мир за 144 часа (6 дней по 24 часа), Он поступил иначе, возможно, для нашего воспитания в духе систематичности и последовательности.
Исследуем, как Библия определяет временные единицы:
- Лук. 4:19 - «Лето Господне» (год Господень)
- 2 Кор. 6:2 - «День спасения»
- Иоан. 8:56 - «День Мой» (земная жизнь Христа)
- 2 Петр. 3:10 - «День Господень» (от восхищения Церкви до новой земли)
- 2 Петр. 3:8 - «Один день, как тысяча лет»
Эти термины («год», «день») не имеют фиксированной длительности, а обозначают целые эпохи и периоды.
В первой главе Бытия слово «день» обозначает промежуток времени неопределенной продолжительности, эпоху или период. Такое употребление объясняется:
- ограниченностью человеческого языка.
- тем, что вечный Бог имеет иное измерение времени.
Важно отметить, что в нашем понимании время можно было отсчитывать только с четвертого дня творения, когда появились светила.
Древние евреи выражали понятие «день» как «вечер и утро» — это выражение сохранилось в книге Даниила (8:13-14).
Это понимание следует учитывать при толковании некоторых мест Писания, например, о пребывании Христа во гробе (Матф. 12:40). Даже пятый стих в этом контексте следует понимать так: «и назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был день: день один».