Наблюдательная вышка. 1-3-1936 год

Россия. Каргель Иван Вениаминович, старейший проповедник евангельских христиан, в возрасте около 90 лет, по полученным нами недавно сведениям, физически крайне ослабел, но сохранил ясную память о давно прошедших событиях и бодрствует, пребывая в мыслях и духовной жажде в слове Господнем и заботясь о деле Божьем.

Религиозные преследования большевиков усиливаются. Всё новые и новые имена проповедников, разных деятелей и даже рядовых верующих из общин и союзов евангельских христиан и баптистов оказываются в скорбном списке заключенных в тюрьмах и сосланных.

Отказываются от заграничной помощи. Некоторые верующие в России, которым заграничные христиане оказывали помощь, пишут из-за боязни преследований со стороны советской власти, чтобы им больше не посылали из-за границы ничего.

Другие умоляют о помощи. Есть и такие верующие в России, которые, не обращая внимания на опасность даже невинной связи с заграницей, при жестокости власти коммунистов, шлют христианам в развитых странах мольбы о помощи им на хлеб, ибо голодают они.

Бегство. Один христианский труженик, будучи весьма кроткого характера и все годы старавшийся ни в чем не погрешить против советской власти, сообщает теперь, что он, с большой семьей, должен был бежать со своего постоянного местожительства, чтобы только избегнуть ареста, который грозил ему, совершенно безвинному даже перед коммунистами, — со дня на день. Распродал он свой скарб и переехал в другую отдаленную часть России. И там теперь этот бедный верующий, добрый человек, ютится со своими детишками в одном углу квартиры, оказавшей ему гостеприимство, христианской семьи, — в страхе, в буквальной нищете и тоске.

Ёлки. В минувшее Рождество советская власть разрешила, наконец, продажу и устройство рождественских ёлок. Конечно, коммунисты разъясняли, что ёлки не должны были ничего общего иметь с рождественскими религиозными настроениями. Ёлки были разрешены большевиками главным образом в интересах довольно многочисленной новой иностранной колонии в советской России и для снискания симпатии к себе за границей. Но разрешенные ёлки все-таки являются некоторой победой старых религиозных обычаев.

Генеральские чины. Семь „чекистам”, начальникам ГПУ, причинявшим пытками невыразимые страдания и выносившим смертные приговоры тысячам несчастных жертв в коммунистической России, — советское правительство присвоило официальное звание "комиссаров-генералов".

Женщины-священники. После разгрома большевиками многих православных церквей, духовенство было развеяно. Тогда некоторые православные женщины, горя религиозной ревностью, посещали в своих странствованиях православных, оказывали им духовную поддержку и иногда совершали церковные требы вместо священников. У людей, принимавших этих горячо-религиозных женщин, обнаруживалась духовная жажда молитвы и утешения в вере; а женщины, странствующие служительницы церкви, показывали собой, какой религиозный огонь еще имеется в русском народе, среди искусственно распространенного безбожия.

Запрещено свободное общение людей. Всякое собрание, даже небольших групп, не позволяется — без особого разрешения властей. Если бы гонимые христиане собрались помолиться и были бы обнаружены, то им грозит тюремное заключение или ссылка на три года.

Грабежи. Бандитизм в Советской России достиг небывалых размеров. Часто происходят ограбления банков, лиц и учреждений, имеющих дело с деньгами. В советских газетах об этом не пишут.

"Гражданин, гражданка, следуйте за мной!” — это страшная фраза, многократно употребляемая в Советской России. Она означает арест и предстоящее, часто — безвозвратное, тюремное заключение, ссылку, смертельные пытки, а то и расстрел. Врываются чекисты в дома тысяч ни в чем неповинных и разрушают жизнь несчастных людей.

Повальная безнравственность, для чего коммунисты объявили гибельную свободу, превосходит всякое мрачное воображение на этот счет. Массовые заболевания всевозможными нечистыми болезнями превращают толпы в людей, заживо полуистлевших.

Большевистский суд. Кого только и за что только не судят в Советской России? Чуть ли не все российское население попало под суд тиранической красной власти. Кой-какое подобие старому — одному из лучших в мире — российскому правосудию и милосердному суду большевики оставили. Обвиняемый может и в большевистском суде иметь защитника. Большевистский защитник — это чиновник, угождающий всякими неправдами советской власти; но все же, даже и при большевистском режиме, попадаются защитники, которые настолько увлекаются своей ролью, что начинают искренне, горячо и сильно защищать подсудимого. Тогда такому „забывшемуся” защитнику советская прокуратура грозит привлечением его к ответственности вместе с обвиняемым.

Каторжники — нужны. Иногда, до полной очевидности, обвинения большевистских властей, предъявляемые их жертвам, — не имеют никакого основания, даже с точки зрения советского террора. В этом случае власти цинично заявляют: „Есть ли веские основания для ссылки или нет — не будем об этом много говорить; нам нужна в лагерях рабочая сила”.

Месть населения. Измученные и озлобленные властью коммунистов, российские люди жестоко расправляются с красными правителями в одиночных выступлениях. До ужасных преступлений доходят теперь люди в России. То и дело убивают большевиков-комиссаров. Убили как-то одного большевистского начальника и вырезали ему на спине советскую звезду. Многие начальствующие большевики носят под одеждой панцирь, чтобы предохранить себя от пуль покушающихся на них. Комиссары боятся отравления в пище и заставляют отведывать её сначала других. Если едет какой большевистский сановник на курорт для лечения или для отдыха, то во время его пребывания там район большого радиуса охраняется специальными советскими отрядами чекистов, войск или полиции.

Восстающая молодежь. Большевики ввели стенгазеты. Так к этим стенгазетам молодежь добавляет всякие грубые, оскорбительные выражения по адресу коммунистов. В партийной коммунистической школе подаются во время дискуссий анонимные записки, зло критикующие коммунизм. Понятно, это рискованно для таких критиков. Их иногда могут обнаружить и наказать; но подобный путь выражения мести большевикам все же практикуется.

Идеи коммунизма испарились. В России не верят больше в коммунизм даже сами большевики в своем большинстве. Общее мнение начальствующих и подчиненных в России таково — что коммунизма больше нет. Осталась только советская власть, большей частью — не русская, которая пока искусно выстаивает на своих командных постах, преследуя лишь цели личного благополучия антихристианского персонала, подчинившего себе, на известное время, Россию, впавшую в какое-то, еще не понятое, оцепенение.

Польша. Не утвержденные. Наш подписчик № 1037, искренний верующий человек и радетель о деле Божьем, пишет: «Дух Божий от наших некоторых христианских общин отошёл. Некоторые работники христианские переходят из места в место и занимаются много спорами по поводу своих, расплодившихся без надобности, новых религиозных организаций; так что сами духовные заботы о важнейшем в христианстве, для души, будто отошли на второй план. При таких условиях нет у наших людей любви к Богу и к братьям своим».

Румыния. Успех баптистов. П. С. Кодреан пишет нам: «15 декабря 1935 г. община баптистов в Бухаресте торжественно приняла 13 новых членов, из которых было шесть женщин и семь мужчин. Их свидетельство, перед церковью, об уверовании в спасение Христово — было трогательно».

«Люби ближнего твоего, как самого себя». Подписчик № 1406 пишет нам: «В южной Бессарабии люди голодают. Я побыл в неурожайном месте, чтобы самому увидеть и почувствовать нужду. Да, люди болеют от недоедания. Помог я всем, что только было со мной. Изнемогшие, со слезами, благодарили Бога и нас. Средства мои я дал взаймы Господу, т. е. бедным. Бог вернёт потраченное, умножив благословения. Помогают тут Красный Крест и разные благотворительные заведения; но нашим-то русским верующим людям перепадет мало. Беда особенная — в Бендерах, теперь по-румынски Тигина, и в Аккермане, называемом по-румынски Четатя-Албэ».

В Аккерманском уезде голод в два раза больше, чем в Бендерах. Нужда пораженных голодом возрастёт ещё больше к весне. Мы в разных городах жалуемся на нужду, но это ничего не значит, по сравнению с голодными деревнями, которые я видел. Люди тут все вещи распродали, чтобы достать что-нибудь на хлеб.

Слово и жизнь. В письме одного нашего корреспондента, между прочим, мы читали недавно: «В общем, не много вокруг сердечной христианской жизни; но мы все-таки слышим хорошие проповеди о церкви Христовой и о живом Христе».

Ожидание Христа. Василий Васильевич Ассиев, председатель союза русских баптистов в Румынии, пишет нам: «С большим материальным напряжением, мы выстроили молитвенный дом в Болграде. Главные долги по постройке мы уже покрыли, но тяготят нас еще другие долговые обязательства, погасить которые, верим, Господь нам поможет. В 1935 году нас здесь поразил тяжелый неурожай. Посев ничего не дал в нашем районе. Мировая скорбь говорит нам, что пришествие Христа близко. Помог бы нам Господь встретить Его достойно».

«Кесарево кесарю, а Божие Богу». Матф. 22:21. Один из наших друзей сообщает нам следующие данные, возбуждающие вопросы практического применения вышеупомянутого повеления Христа. Письмо нашего корреспондента гласит: «30 января 1933 года государственную власть в Германии взяла немецкая национал-социалистическая партия. Сильный вождь этой партии Адольф Гитлер установил свою диктатуру и положил конец всем партиям и их взаимной ожесточенной борьбе. Теперь в Германии существует официально только одна партия национал-социалистов, под руководством вождя Гитлера. Гитлер, вышедший из народа, — человек поразительных способностей, и он прекрасно управляет страной. Его влияние на народ огромно. Ему удалось создать в стране единение, хотя и существует некоторая оппозиция. Как политический правитель государства, он незаменим при теперешних условиях в Германии. Однако, с установлением социал-националистического режима в Германии, возникли большие церковные трения. Церковные патриоты, приветствовавшие теперешний политический режим в Германии, решили, что и церковь протестантская должна быть построена по образцу нынешней государственной системы Германии. В церкви возникло движение «немецких христиан». Они задались целью создать правление для единообразного руководства всеми церквами. Это имелось в виду установить только в области организационной. Вероучение же каждой отдельной церкви предполагалось оставить нетронутым. Избрали одного епископа-вождя, который имел сноситься с Гитлером и управлять церковью в тесном контакте с государством. На это нововведение последовали протесты пасторов, особенно из среды реформатской церкви. Эти пасторы заявляли, что церковь не может быть управляема по образцу государства, и что у церкви есть только один Глава — Христос, а руководиться церковь должна только Словом Божьим. Протесты, однако, остались без последствий, епископ был избран. Возможно, «немецкие христиане» имели бы больше успеха, если бы среди них не появилось течение, которое восстало против Ветхого Завета и посланий Апостола Павла, как еврейского учения. Отстаивая всю Библию, по чисто духовным мотивам, многие верующие выступили из организаций «немецких христиан». Впрочем, и сами «немецкие христиане», в общем, не одобряют движения против Ветхого Завета и Ап. Павла. Приверженцы оппозиционного движения были даже исключаемы из организаций «немецких христиан». Но оппозиционеры всё-таки продолжают борьбу против «немецких христиан». Издаваемые епископом распоряжения не исполняются его противниками. Произошли на этой почве печальные разделения в некоторых церквах. Есть места, где пастор на одной стороне, а его приход — на другой, или же прихожане разделились на внутрицерковные партии. Иные приходы всей своей массой стоят или за епископа, или против него. Сначала обе стороны издавали свои журналы и устраивали много собраний, в которых велся теперешний церковный спор. Теперь этому положен конец. Правительство, поддерживая «немецких христиан», требует от церквей соглашения и мира, но оппозиционеры образовали своё церковное правление и не уступают в споре. Многие пасторы, в связи с этим, лишились постов своего служения. Им симпатизируют многие верующие. Нам, верующим со стороны, трудно решить вопрос — чьей стороне мы бы должны симпатизировать, ибо на обоих фронтах допускаются ошибки. Более слабая сторона всегда, конечно, вызывает больше сочувствия на первых порах. Раньше была некоторая борьба между лютеранской и реформатской церквами; теперь же оппозиционеры из обеих этих церквей противятся, сообща, «немецким христианам».

Англия. Смерть короля. Король Георг V скончался 20 января 1935 г. Событие это, хотя и ожидалось, повергло всю Англию в тяжкую скорбь. Престол наследуется в общем порядке, продолжая ту же королевскую династию; но всё-таки возможны некоторые изменения в судьбах управления Великобританией и, может быть, в делах международных. Скончавшегося короля почитали во всём мире.

Италия. Самопожертвование. Невероятной отвагой всегда отличались японцы. Русские тоже проявляли беззаветную храбрость и жертвенность. Поразительную отвагу проявляют теперь итальянцы. В их военном флоте имеются особые лодки, которые называют «морскими санями». Эти лёгкие алюминиевые лодки несутся до 150 километров в час. В них находятся мины. Несколько человек военных добровольцев составляют команду каждой такой лодки. Они готовы отдать свою жизнь, так как, налетая лодкой на вражеское судно, они и сами должны погибнуть при взрыве мины. Передают, будто недавно могущественный английский флот опасался этих итальянских лодок.

Египет. Самостоятельность. Волнения в Египте против Англии привели к независимости Египта от Англии. Англия установила свою власть в Египте в 1923 году. В декабре 1935 г. была объявлена самостоятельность Египта. Англия должна была согласиться с этим. Это касается, однако, внутренних дел Египта; а иностранные сношения Египта будут вестись Англией.

Америка. Духовно-назидательный съезд русских автономных евангельских христиан в Нью-Йорке состоялся с 14-го по 17-е ноября 1935 года, с четверга по воскресенье. Четыре дня были наполнены богослужениями, с проповедями и молитвами и несколькими докладами, а также короткими речами целого ряда участников съезда. Верующие были заняты по многу часов в день в собраниях. Участники были из разных общин и из разных городов. На собраниях было много посторонних посетителей.

Евангельские богослужения также посещали один служитель православной церкви и другой — служитель старообрядцев. Пресвитер Нью-Йоркской общины русских евангельских христиан И. И. Джонсон проповедовал на темы: «Личность Святого Духа», также провел собрание в память почивших евангельских проповедников: Л. Л. Шендеровского, В. И. Седова, Г. И. Фаста, М. Зигало и И. С. Проханова. Н. А. Ладышев из Пассейка проповедовал на темы: «Праведник и его значение» и «Примирился ли ты?» Н. А. Ладышев говорил еще два раза. А. В. Добрынин проповедовал на темы: «Свобода духа», «Обессиленное и творческое слово», «Облака безводные и звезды блуждающие», «По мере веры», «Придите, обедайте», «Исцеление души смятенной». А. В. Добрынин произнес еще две краткие речи. С. Н. Новик из Пассейка говорил о молитве. Н. А. Мороз из Пассейка поделился христианским свидетельством на одном собрании. Ввиду занятости, Н. А. Мороз был лишен возможности, на этот раз, принять приглашение для других проповедей на съезде. Проповедник П. Плешко из Чикаго произнес две речи и прекрасно пел. Несколько раз назидательным словом делился П. Семенов из Мэнвилла. Проповедовал американский пастор Кук. Христианские свидетельства предложили: А. Курильчик из Саут-Ривера.

В Харбине, Маньчжурия. Русский христианский детский приют «ВЕФИЛЬ», основанный Л. П. Петровым. Читайте его чрезвычайно интересное описание возникновения этого приюта.

И. И. Джонсон руководил рядом собраний, а одно собрание было посвящено памяти недавно почившей сестры Москалевич из Саут-Ривера. А. Григораш из Нью-Йорка, И. Козак из Нью-Йорка, П. Кирикович из Нью-Йорка, Д. Марченко из Мэнвилла, А. Давиденко и К. Галамяга из Нью-Йорка также выступали. На одном собрании Павел Воропаев, сын известного деятеля «пятидесятников» в России, выступил на съезде также с докладом о Советской России, откуда он недавно приехал, после того как прожил там около 15 лет, с 1920 года. П. Воропаев, как живой свидетель, рассказал страшные вещи про режим коммунистов в России. П. Воропаев участвовал на съезде как частное лицо, вне всякой связи с организацией «пятидесятников» или с какой-либо другой организацией. Немногое из рассказанного им помещается, в свободной передаче, в этом выпуске «Наблюдательной вышки», в Российском отделе.

Хор Нью-Йоркской первой общины евангельских христиан под управлением регента Музыки (это фамилия) пел очень сердечно, с типичной русской церковной медлительностью. Пассейкский хор под управлением регента Знахаренко пел оживлённо, стройно и звучно. Особенно хорошо пел Пассейкский хор Первый Псалом Давида, старым русским церковным напевом. Все собрание благоговейно пело молитву Господню «Отче наш». И. И. Джонсон, со своей супругой, пел редким народным старым распевом слова из 13-й главы Откровения Иоанна. Съезд участвовал также в особом торжестве крещения сестры Кирикович, которое было преподано пресвитером И. И. Джонсоном в пятницу 15 ноября 1935 г. вечером, в церкви Нью-Йоркской русской общины баптистов, где пресвитером состоит В. В. Букин. Эта вместительная стильная церковь, с великолепным освещением, была наполнена людьми. В воскресенье утром И. И. Джонсоном было совершено Преломление Хлеба, в воспоминание искупительной смерти Господа Иисуса. Первая Нью-Йоркская русская община евангельских христиан оказала съезду самое радушное гостеприимство. Во взаимном братском христианском служении участников съезда, Бог дал много духовного питания для душ из Его вечного слова.

Русская проповедь по радио. Петр Наумович Дейнеко, руководитель миссионерского общества Русской Евангельской Ассоциации, и его сотрудник П. Плешко, кроме их личного выступления в американских и русских церквах, произносят проповеди и речи для радиопередачи со станции Библейского Института Муди в Чикаго. Мощность радиопередачи этой станции такова, что передача достигает не только радиоприемников в Америке, но и в некоторых других странах.

Большая утрата для баптистов. Богатейший баптист, Джон Д. Рокфеллер, поддерживавший организацию баптистов ежегодным пожертвованием в 300 000 долларов, опубликовал в светской прессе, что он не считает дальше возможным материально поддерживать организацию баптистов. По его мнению, нет смысла в существовании отдельной баптистской церкви или какой-либо другой определенной церковной организации. Рокфеллер думает, что должна быть только одна церковь без догматов, которую можно было бы назвать церковью Божьей. Никаких церковных обрядов, полагает Рокфеллер, не нужно. Единственным условием вступления людей в Церковь Божью может быть только выражение желания человека служить Богу и людям. Церковь, по Рокфеллеру, должна быть без духовенства. Финансовое положение баптистов, долгие годы пользовавшихся регулярной огромной благотворительностью Рокфеллера, теперь довольно затруднительное.

«Билли Сондей». Под таким именем американский евангелист Вильям Сондей 39 лет проповедовал Евангелие огромным толпам людей. В ноябре 1935 года проповедник Сондей отошёл в вечность в возрасте 72 лет. В его евангелизационных собраниях иногда бывало по 20 000 человек. Привлекал он людей горячими речами и совершенно исключительными манерами в своей проповеди. Он горел на платформе, громко восклицал, подпрыгивал, вскакивал на столы, бил себя в грудь, в порыве иногда сбрасывал с себя некоторые части одежды, картинно изображал борьбу с дьяволом, употреблял язык простонародья. Призывал к покаянию, и люди толпами подходили к его кафедре. Евангелизационные «кампании» стоили огромных денег, и он умел организовывать фонды. Погребение его совершили в Чикаго, в Церкви Муди пресвитериане. Его похороны представляли из себя пробудительное евангелизационное собрание, приблизительно в том духе, как покойный сам вел эти собрания. У гроба было 4000 человек. Люди призывались горячим проповедником, другом покойного, прийти к «Спасителю мистера Билли Сондей». Убеждали грешников отдаться Богу, пользуясь последним случаем, пока ещё тело покойника не было опущено в могилу. Людей призывали к торжеству — воспеть, с улыбкой, «песнь славы»; но люди всё-таки не могли торжествовать при разлуке с тем, кого они так почитали. Покойного, при жизни, многие критиковали за его необыкновенные проповеднические приемы: но он был любим тысячами его поклонников, которые забыть его не могут.

Канада. Русские проповедники в английских церквах. К. Шимуда пишет вам: «13—17 декабря 1935 г. русские евангельские проповедники П. Дейнеко и П. Плешко проповедовали и держали доклады о положении дел в России в английской церкви в Торонто. В этой же английской церкви одновременно выступал, в исполнении духовных песнопений, оркестр балалаечников-мандолинистов Русской Торонтовской Первой Общины Евангельских Христиан».

Как употребляют хлеб небесный и хлеб земной. Тот же корреспондент пишет нам: «Несмотря на зимний холод, наша Первая Русская Торонтовская Община Евангельских Христиан устраивает в Торонто каждое воскресенье по вечерам русские религиозные собрания — на улице. Мы благовествуем Христа и поем евангельские песнопения. Народ слушает внимательно. Но нападают на нас безбожники, которых мы отражаем доводами из Св. Писания и из опыта жизненного. До чего некоторые безбожники бывают разъярены, можно заключить из того, что кто-то бросил в нас недавно половинку каравая хлеба. От этого хлеба, хоть и из злой руки, — мы не пострадали».

Аргентина. Модернизм у русских. Подписчик № 2351 пишет нам: «Свободные религиозные группы представлены здесь евангельскими христианами и баптистами; есть еще «пятидесятники». Духовное поле, в окружении этих религиозных течений, страдает от сорных трав, которые и выполоть теперь трудно. Тут русское евангельское движение впервые было начато в 1927 году, приехавшими из Польши, верующими русскими людьми. Образовалась одна община «евангельских христиан и баптистов». Однако, уже в 1929 году, община разделилась на две группы. Идейных причин для разделения, в сущности, почти и не было; но произошло личное расхождение некоторых деятелей. Одна группа оказалась без руководителя, отчасти вследствие материальной бедности. Эта группа верующих оставалась без совершения Хлебопреломления целый год; а собрание увеличивалось, потому что вокруг были духовножаждущие люди. В среду этих наших русских верующих людей проник заграничный модернизм. Неустройства вытекают больше из вопроса управления. Теперь образовалась здесь еще и третья община. Имеем немало прекрасных русских христиан, людей сердечных и духовных; но наладить управление церкви как-то трудно все эти годы».

Япония. Тойохико Кагава. Кагава — японский христианин. Христианское воспитание и университетское богословское образование он получил среди американских христиан. Кагава написал множество книг на религиозные и общественные темы. Мировой спрос на его книги небывалый. Он горячо проповедовал в Японии чистое Евангелие. Сторонники Кагавы подсчитали, если, вообще, можно доверять статистике в возбужденных религиозных кругах, — будто через него обратились ко Христу 56 000 японцев.

Кагава был в Японии типом американского свободного евангелиста-фундаменталиста. Японские власти сначала недоброжелательно относились к христианской деятельности Кагавы, а потом его популярность возросла до такой степени, что он стал почётным лицом даже в высших кругах японского общества. Теперь Кагава снова приехал в Америку. Пресса его приветствует. Толпы американских христиан разных церквей преклоняются перед Кагавой. Кагава получил столько приглашений в Америке для его выступлений с речами, что он не в состоянии все их принять. Если бы ему ответить на все приглашения, то пришлось бы говорить пять месяцев подряд, без передышки. Кагава приехал сюда не только за помощью американской для Японии, но он намерен создать особое христианско-общественное движение среди самих американцев и, до известной степени, примирить верующих фундаменталистов с социалистическими церковными модернистами. Речей Кагавы жаждут не только различные американские церкви, но и разнообразные светские общественные учреждения, вроде профессиональных союзов рабочих и прочее. Кагава заявляет, что он проповедовал в свое время Божественное Евангелие грешникам. Это остаётся на своем месте. Но теперь главная задача Кагавы — пропагандировать «христианскую кооперацию» для христианского согласования труда и капитала. Теперешняя идея Кагавы — христианский социализм. Но он осуждает советский коммунизм в России, как основанный на насилии. Верующие фундаменталисты американских христианских церквей считают, что, увлекшись социально-экономическими идеями, Кагава отходит и уводит теперь людей от христианского спасения души.

Отовсюду. «Спасайте угнетенного». Ис. 1:17. К русским христианам и к гуманным друзьям России — слово это. О Российском прошлом недоброжелатели или люди, плохо осведомленные, продолжают распространять, пристрастно подбираемые, относящиеся дурные свидетельства или просто небылицы. Особенно печально, когда появляется неправда о России старой на страницах христианской прессы. Как-то имел место случай, что в одном религиозном органе о России прошлой долгое время подряд иностранные христиане печатали, прямо-таки сфабрикованные, плохие вещи, что произошло — вследствие неточно переданных фактов, преувеличений, искажений, вследствие неверных переводов и т. п. На сделанное, документально обоснованное, замечание о неправде, касательно освещения России, лицо, от которого зависело исправление, ответило, что уж лучше оставить напечатанное незамаранным. Так с Россией привыкли обращаться. Ещё более скорбно наблюдать, что и некоторые русские религиозные деятели, имевшие причины быть недовольными старыми порядками России, или не достигшие там, в своё время, удачи в личной жизни, служат иностранцам сперва поношением старой России, а потом уж переходят к порицанию большевизма. Какой смысл теперь добивать старую Россию, когда в этом отношении она, бедная, прошла уже все, заслуженные и незаслуженные, поношения? Какой смысл судить теперь старую Россию, отвлекая взоры мира от величины неописуемых преступлений жестоких безбожных правителей нынешней России? Воздвигающие, без надобности, все новые обвинительные приговоры старой России — помогают этим укреплению большевистского режима, губительного прежде всего для всего христианства.

Грехов старой России скрывать нельзя, но, для разговоров о них, нужно правильное место и разумное время. Если иностранцы продолжают подчеркивать вину старой России, то им можно, путём сравнения, в самой тактичной форме, указать, что почти те же самые недостатки, только в иной форме, есть у них самих теперь. Это особенно уместно заметить иностранным христианам, которым надлежит знать евангельские истины о самоосуждении и о медлительности взыскания с других.

Когда приходится говорить нам о небывалом зле безбожного коммунизма, не будем рядом ссылаться на старые грехи российские. Наоборот, припомним, а если сами не знаем, то послушаем от других людей сведущих, — как много добра было в старой России боголюбивой, — добра, которое мы не ценили и которое потеряли по небрежности, чем, правда, и согрешили мы же сами, ныне легко осуждавшие, за порогом нашего родного дома, очага, у которого душа наша, при всей греховной обстановке, воспитана была на заповедях закона Божия и на молитве Господней. Ведь тем, перед кем легко порой мы обнажаем раны Родины, — во многом надо каяться самим.

Объединение православного духовенства. После длительной подготовки в Югославии состоялось совещание митрополитов и архиереев русской православной зарубежной церкви, бывшей в разделении по разным юрисдикциям. Русские иерархи достигли объединения. Этому помог много сербский патриарх Варнава. Объединение имеет огромное значение для организации русской зарубежной православной церкви. Автономные митрополичьи округа все-таки сохранены; но они имеют теперь единое представительство в лице своего синода. Это объединение противополагается большевизму, который проникал в православную церковь даже за рубежом. В своем послании совещание, между прочим, говорит: «Непрестанно молитесь и за страждущую ныне нашу Матерь-Церковь (в России), лобызайте её язвы и узы и просите Господа, да дарует ей ослабу и утешение и да возсоединит нас возможно скорее с ней, хотя мы никогда не отделялись от неё духом...». Ещё говорится в послании: «Если видите заблуждающихся, не считайте их за врагов, но вразумляйте как братьев, снисходя друг ко другу и прощая взаимно...».

Глава же Российской православной церкви митрополит Сергий назвал это совещание — собранием раскольников; митрополит Сергий потребовал полного повиновения всей русской зарубежной церкви — ему. Такое запрещение митрополит Сергий должен был объявить под давлением советского правительства, не терпящего сильной объединенной православной русской церкви.

Административное разделение русского зарубежного православного народа создали за годы враждующие партии, и теперь не совсем ещё легко привести их к миру на местах, хотя высшее духовенство в согласии.

Обо всём понемногу. Цена за каждый выпуск «Верности» (25 центов за большой выпуск) в розницу определена столь льготной — только для тех, кто, выписывая отдельные выпуски журнала, имеет хлопоты и лишние почтовые расходы по заказу образцов или специальных материалов журнала. Но эта льготная розничная цена на выпуски «Верности» не имеет отношения к постоянным подписчикам на журнал, об адресах которых, за обычную годовую плату в полтора доллара, экспедиция «Верности» имеет непрерывные заботы, без особой корреспонденции со стороны подписчиков. «Свет стези» и прочие приложения к прошлому выпуску сего журнала не разослала, по своей вине, — экспедиция типографии. Крайне сожалея об этом, редакция «Верности» сим заявляет, что она, со своей стороны, весь материал для «Свет стези» заготовила, для напечатания и для рассылки, — своевременно.

Журнал «Верность» № 1-3, 1936 год, страницы с 31 по 35

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 5 | Уникальных просмотров: 5