Ветхий и новый человек. Краткая запись проповеди брата И. С. Проханова
«Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового» Кол. 3:9-10. «Ему должно расти, а мне умаляться» Иоан. 3:30.
Сущность христианства заключается не в добрых делах или в одном только холодном исполнении закона Христа, хотя больше него ничего не может быть. Сущность христианства заключается в указании на тот способ, который делает несчастных счастливыми, нечистых чистыми, благодаря которому испорченная человеческая природа приобретает божественные свойства. Эта полная перемена внутренней природы человека, которую упускают из виду многие формальные церкви, называется возрождением.
Я хочу указать на ту великую силу, которая возрождает человека, которая делает из Петра ветхого — нового Петра, из Савла делает Павла, из Лютера, жалкого монаха, влачившего долгие годы своей жизни в монастыре, — великого реформатора, из Августина делает замечательного распространителя Слова Божия. — Этот переворот совершает великое чудо, делая из старого совершенно новое.
Среди вас есть люди, испытавшие этот великий переворот; они с уверенностью могут сказать, что в них живет новый человек. Я укажу на некоторые чисто психологические штрихи, которые изобразят вам портрет нового человека.
Прежде всего, в чем заключаются его духовные переживания? — В великой радости, в торжестве, — все древнее прошло, стало все новое; старая хандра, старый разлад, — все, все перестало существовать. Но взамен явилась новая вера, новая любовь, новая надежда, новая песнь, новая жизнь, — все новое, и кажется, что с тем старым, что угнетало дух, уже покончено. Это — состояние сияющего счастья...
И вдруг это новое существо, которое испытало чудный переворот, которое в продолжение долгого времени сознавало, что оно не то, чем должно было быть, но теперь стало новым, — это самое существо замечает в себе признаки, которые говорят о прошлом.
Казалось, новый человек сразу покончил со всеми сомнениями и нехорошими привычками, но в один прекрасный день он слышит внутри себя знакомый неприятный голос, напоминающий старого человека, — и от этого возрожденное существо приходит в огорчение. Вдруг оно опять чувствует проявление ветхого человека, и его огорчение увеличивается. Еще через некоторое время, человек может почувствовать, что влияние, от которого он раньше страдал, не умерло, и он говорит: «значит, ветхий человек во мне не уничтожен». Он начинает искать утешения и разъяснения в Евангелии, но читая Послание к Римлянам апостола Павла, видит, что ветхий человек существовал и в переродившемся Павле.
Действительно верно, — хотя новый человек и утверждается, и возрастает, но до некоторого времени в душе проявляются черты ветхого, плотского человека, и таким образом, жизнь христианина делается двойственной: с одной стороны — новая жизнь с новой силой, с другой стороны старая, грешная, ветхая жизнь. Но замечательно, что даже у самого плохого христианина, при всем том, что он чувствует и сознает остатки ветхого человека, все же новая жизнь превосходит все старое.
Апостол Павел в 7 главе к Римлянам (ст. 15-24) совершенно ясно говорит о том, что в возрожденном человеке живут два человека, которые постоянно враждуют между собой и ведут борьбу. Старого человека называет плотью, а нового — духом; о их борьбе говорится, что плоть противится духу и дух плоти, но, в конце концов, дух должен победить плоть. Гал. 5:17,
Таким образом, человек, испытавший перерождение, убеждается в том, что у него есть нечто лучшее, радостное, несравнимое с тем, что было прежде; но и в этой новой жизни есть сферы, в которых существуют остатки старой жизни. Так говорит опыт многих верующих, так говорит Слово Божие, так говорит ап. Павел, Петр и другие, так говорит совесть многих из нас.
Между вами есть такие друзья, которые были заняты некоторое время этим вопросом; есть некоторые и в настоящее время занятые, и мучительно озадаченные им. Есть и счастливцы, но односторонние, — такие, которых ветхий человек ничуть не беспокоит: они примирились с этим фактом. Они совершенно спокойны, не стараются победить его влияния, и получается следующая вещь: у некоторых духовная жизни начинает угасать, а плотская начинает преобладать иногда до такой степени, что замечается другими верующими, и служит им соблазном. Мне хочется отметить этот разряд верующих, хочется сказать им горячее слово, что так относиться к старому человеку нельзя, потому что новую жизнь можно утратить навсегда. Хотя Бог не оставляет действительно возрожденных душ, но в момент победы ветхого человека положение таких душ может быть весьма опасным; поэтому мне так хочется указать на губительное состояние их, и на выход из такого положения, который отмечает Слово Божие.
Но есть верующие, которые не удовлетворяются течением своей внутренней жизни, начинают серьезно сокрушаться о поражениях, понесенных от греха, употребляют усилия, чтобы побеждать его; но является вопрос, как побороть старого человека, отделаться от него навсегда и жить только новой жизнью? Этот вопрос для некоторых очень мучителен. Попробуем разобраться в этом вопросе так, чтобы он стал ясным, как для искренних душ, которые всеми силами стремятся к полной победе, так и для тех «счастливцев», с которых я упоминал выше.
Прежде всего, нам нужно объяснить себе: естественно ли, что остатки ветхой жизни есть там, где существует новая жизнь, и какими они могут быть.
Вы, конечно, знаете рассказ о воскрешении Лазаря силой Христа. Вы знаете, что произошло с человеком, который был в гробу уже 4 дня и уже начал разлагаться, — он встал. Христос сказал: «Развяжите его», потому что его голова была в платке и тело было связано пеленами — остатками смерти. Но Лазарь воскрес и его обновленное тело вступило в новую жизнь. Это картина внутренней жизни всякого христианина. Он переживает духовный переворот — воскресает, но остатки гроба все еще на нем.
Новая жизнь в Лазаре естественно требовала простора; поэтому первое, что было сделано Иисусом для этого, было повеление: «Развяжите его, и пусть идет». — В жизни христианина первой задачей должно быть то же самое: удалить все пелены, т. е. старую плоть и ее привычки, и тогда только возможно существование новой жизни.
Я хочу подтвердить это словами Иоанна Крестителя о себе и о Христе. Иоанн пришел, как представитель старой жизни и предтеча новой жизни. Христос пришел, как благовестник новой жизни. И, вот, Иоанн говорит замечательные слова: «Ему должно расти, а мне умаляться». На небе есть луна и есть солнце, и луна получает свой свет от солнца. Такое же сравнение можно провести между Иоанном и Христом. Когда стало восходить солнце, луна стала меркнуть: солнце яркими лучами осветило все. И, наконец, это же сравнение можно применить к жизни новообращенного. Христос живет в нем, как восходящее солнце, но луна еще не померкла в нем. Однако, надо стремиться к тому, чтобы солнце сделалось единственным светилом в нашей жизни, и тогда луна несомненно померкнет. Ветхий человек будет умаляться, новый будет возрастать.
Итак, мы теперь видим, что присутствие старого мира в новом человеке — явление объяснимое и нормальное. Только с этим «нормальным» явлением нельзя мириться. Никто не мирится с терновником, растущим в его пшенице, и садовник не мирится с дикой веткой, которая оказывается на дереве, где привиты чудные яблоки.
Я знаю, многие загорятся желанием найти способ уничтожения проявлений старого, и вместо него утвердить все новое. Поэтому мы приходим к самому существенному, — мы попробуем определить, какие меры должны быть приняты к тому, чтобы окончательно упразднить власть ветхого человека в нашем духовном организме.
Начнем с самого простого. Возьмем уподобление привитого дерева. Садовник пришел в сад и ожидает встретить чудные плоды. Он, действительно, видит их и радуется, но присмотревшись больше, он видит на привитом дереве маленький росток и на нем кислючку. Что делает садовник? Он делает то, что делается и в духовной жизни. Садовник берет нож, отрезает ветку и бросает, а на это место кладет пластырь, который мешает ветке вырасти вновь; или же на место старого сучка он прививает новую ветку. Такой именно способ применяется и в духовной жизни верующего. Он открывает совершенно незаметный твердый сучек себялюбия, слишком большого сосредоточения на себе. Что делать? — Молитвенно спешит он за Садовником, о котором говорится: «Я — виноградная лоза, а вы — ветви, Отец Виноградарь». Вот, к Отцу он и бежит за помощью; Он неугодное сейчас же срубает и бросает в огонь. Он делает это ножом Святого Духа; Он производит отделение старого чувства, которое в нас привилось. Нам бывает очень больно, но это хорошая хирургическая операция и ее бояться нечего.
Я знаю человека, болезнь которого требовала операции; если бы он решился на операцию; он был бы освобожден от своего недуга; но он боится операции и потому все стонет под игом своей болезни. Есть в духовной жизни люди, которые боятся операции. — Надо идти с верой, что этот Божественный Хирург не ошибется. Надо подойти в молитве, путем сокрушения и полной отдачи Ему, с полной готовностью принять операцию. Для верующего это понятно, потому что он видит, как в нем отрезается одна негодная веточка за другой и более уже не появляется. Дай Бог вам переносить таких операций все больше и больше.
Я приведу еще один пример: растет на поле у земледельца пшеница, а рядом плевелы; но ведь надо, чтобы росла только пшеница. Для этого надо вырвать плевелы так, чтобы не осталось корня, потому что, если вы оставите корень, то через некоторое время они появятся снова. В духовной жизни приходится делать то же самое. Приходится вырывать плевелы в виде маленьких страстишек, в виде маленькой лжи, которую мы часто называем невинной шуткой. Но всего важнее вырвать самый корень, откуда произрастают наши духовные плевелы; как только вы найдете корень, — вырвите, не щадите самого себя. «Если глаз соблазняет тебя, возьми и вырви его», говорит Писание. Если соблазняет ближайший друг, ты должен принять самые энергичные меры к устранению его влияния; и, если даже тебе придется отказаться от друга или приятельницы, — все равно, соблазн надо вырвать с корнем, и тогда только пшеница будет расти, а ты будешь радоваться.
Затем дальше. Мы приходим к способу, о котором нам сказано в послании к Ефесянам и Колоссянам — совлечь ветхого человека и облечься в нового. Как будто все заключается в перемене одежды. Надо какие-то одежды снять и какие-то одеть. Какие же это одежды? — Одежды ветхого человека, которые указаны нам в Слове Божием.
Ветхий человек любит одеваться очень тепло. У него 6-7 платьев: во-первых, честолюбие, во-вторых, властолюбие, в-третьих, сребролюбие, в-четвертых, похоть и всевозможные стремления создать собственное материальное счастье, но несчастье духовное; пятое — злоба, шестое — вражда и т. д. Одеяний очень много.
На мертвецах одежды надевались посредством масел и мастики. Они плотно прилегали к телу. Оказывается, что одеяния ветхого человека также плотно прилегают к нему, и надо делать усилия, чтобы их снять. Человек должен встрепенуться и сказать: «Я не могу жить в одежде мертвого человека». Он должен проникнуться мыслью, что одеяния ветхого человека достойны гроба. Он должен чаще подходить к духовному зеркалу, о котором говорится в послании Иакова, и смотреть, нет ли остатков ветхого человека. Он должен проверять, насколько они снимаются, и сколько их ещё осталось. Во Христе даны нам всякие совершенства. Он говорит: «будьте святы», ««будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен», «милосердны, как Отец ваш милосерд» Все совершенства Отца изображены на страницах Евангелия такими чудными красками, что нам прибавлять нечего. Иногда человеку кажется, что он хорош; но подойдет он к зеркалу и вдруг замечает — болтается остаток ветхого человека. И он решительно говорит: «Нет, нет, нет, еще остались лохмотья старого человека, которые следует удалить». Чем чаще мы будем подходить к зеркалу, тем больше мы будем желать отделаться от ветхого человека. Есть люди, которые подходят к нему только один раз в течение недели, и потому они не видят себя в грязи и соломе; но тот, который подходит каждый день, — тот видит даже пыль, которая налетает на него, и хорошо, если он каждый день обличается в этом зеркале Иисусом Христом.
Для того, чтобы прилипшая одежда отошла, нужна жидкость. Для этого раньше в одних местах употреблялись масла, которые смягчали прилипшую одежду; в других местах применялись другие рецепты. А в отношении ветхого человека самое лучшее действие оказывают слезы и молитва. Я знаю, каждый из нас может просить Бога: «Освободи меня», но это будет формальностью, если просьба не обливается слезами глубокого, неотступного желания освободиться от остатков ветхого человека. В отношении этого вопроса глубокая молитва, орошенная слезами, подобна молитве великого Страдальца в Гефсимании, пот Которого падал на землю, как капли крови (Ев. от Луки? 22:?44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю). Но у тех, которые не чувствуют в этом отношении искреннего, непреодолимого стремления в горячей молитве прийти к своему Отцу за освобождением от ветхих одежд, — у тех могут получиться только слабые результаты.
Но кроме слез и молитвы необходимо присутствие Христа. Если бы у гроба Лазаря не было Христа, Который сказал: «Развяжите его», то люди не могли бы исполнить этой задачи. Он нужен был не только для воскрешения, но и для могучего слова: «Развяжите его». Он необходим и вам, чтобы иметь участие при совлечении старой одежды.
Затем, мог ли Лазарь освободиться своими собственными силами? Ничуть не бывало. Для этого нужно было, чтобы его родственники и сестры по слову Христа подошли и сделали то, что Он повелел. Очень хорошо было бы, если бы Лазарь сам это сделал, но он не в состоянии был исполнить этого.
То же самое применимо в отношении духовной жизни. Очень часто верующие делают большую ошибку: они стараются измениться своими силами, между тем, как сказано: «молитесь друг за друга». Если вы найдете элемент ветхого человека, то вы должны призвать друзей и братьев на помощь. Но для этого нужна одна вещь: сознаться. Это очень неприятно, самолюбие часто не позволяет нам сделать это, но мы должны побороть самолюбие и сказать: «да, братья, у меня есть такая-то привычка, молитесь со мной». Если это сделано, употреблены усилия, то мы можем быть уверены, что вся эта ветхая одежда будет снята и, конечно, в связи с этим мы будем старую одежду заменять новой. Вместо самолюбия будет Боголюбие и любовь к врагам. Вместо властолюбия — любовь к делу Божию, к распространению Евангелия, любовь ко всему человечеству. На нас засверкают одеяния, которые носил Сам Христос: смирение, кротость, милосердие. Вот, это называется «облечься в нового человека». Если на нас будут именно эти одеяния, то мы несомненно будем радостными людьми. Насколько мы стремимся к совлечению ветхого человека, настолько радостно будет облечение в нового.
Теперь для нас совершенно ясно, что мы имеем дело с двумя личностями: — с одной стороны с ветхим человеком, как существом, с другой стороны с новым человеком, тоже как с существом. Наша задача, чтобы ветхий человек совершенно умер, а новый человек возрастал. Умерщвление старого человека необходимо для каждого во что бы то ни стало; старого человека надо абсолютно лишить жизненной силы.
Но как умертвить старого человека? — На основании Слова Божия, надо лишить его всех тех условий, при которых он может жить, и если вы отнимете их, то, конечно, у него не будет возможности жить, и он умрет.
Какие же у него потребности и каковы те условия, которые ему необходимы для его существования? Надо сказать, прежде всего, что мертвый человек живет во тьме, во мгле ночи. Если ветхий человек любит мглу и только в ней может существовать, то мы должны лишить его этой жизни во мгле. Надо с ним прийти к Слову Божию, которое есть свет. И чем больше света будет в жизни ветхого человека, тем менее благоприятных условий для его существования. Затем, — ветхий человек любит грязь, как буйвол. Он любит жить в грязи греха, и для того, чтобы он не мог жить, надо очищать грязь. Вы уже очистились однажды, но вы все снова и снова должны применять кровь искупительной жертвы Иисуса Христа, и тем будет устранено условие, при котором мог жить ветхий человек.
Далее: он любит жить в низких, сырых местах, где воздух наполнен миазмами. Надо сделать безвоздушное пространство и вредный воздух удалить. Еще лучше: направьте струю свежего воздуха Духа Божия на него, и он окончательно умрет. Эта атмосфера для него очень вредна.
Апостол Павел говорит еще об одном средстве, которое называется порабощением; тогда ветхий человек утрачивает всякую основу для жизни.
С другой стороны — наша задача не только лишить поддержки жизни ветхого человека, но всячески поддерживать жизнь нового человека, как младенца. Для него нужно питание. Слово Божие говорит, что для него нужно «чистое словесное молоко». Тут мы опять упоминаем о том средстве, о котором уже говорили — вникновение в Слово Божие. Младенец не может жить без молока, и новый человек не может жить без Слова Божия. Новому человеку, в противоположность ветхому, необходимо достаточное количество света. Он бывает утомлен, и поэтому для него необходима освежающая вода, о которой Христос говорит: «Придите и пейте воду жизни». Он говорит о воде живой, которая есть Дух Святой. Необходимо исполнение духом, ревнование, чтобы Им исполниться. Необходимо, чтобы Он наполнял нас Духом в обильной мере. Многие совершенно не думают об этом.
Далее: необходима горячая любовь к Богу. Друзья, если нет в вас любви, вы должны знать, что новый человек не может развиваться и расти в холодной атмосфере. Надо, чтобы воздух был самый чистый и самый светлый. Вы знаете, что в подвалах нечистый воздух. Но когда вы поднимаетесь на высокие горы, ближе к солнцу, то вы наслаждаетесь чистым воздухом. — В духовной жизни это есть искание горнего, высших благ, чистого Духа Божия, Который наставляет и просвещает. Мы должны окружить нового человека такой атмосферой, чтобы он пребывал в обстановке верующих, чтобы он искал общения с детьми Божьими.
Есть две вещи, на которых дети Божии не обращают внимания. Это — с одной стороны упражнение, с другой стороны — подвиг. Павел указывает в послании к Тимофею (1 посл. 4:7-9): «Упражняй себя в благочестии». Смотрите, что называл Ап. Павел самым высшим упражнением — упражнение в благочестии. И если бы Тимофей не упражнялся в благочестии, а усвоил бы его только теоретически, то оно оказалось бы неприменимым к жизни, потому что у него не доставало бы практических упражнений. Так и из верующих многие обходятся без упражнения, во многих замечается отсутствие стремления к упражнению, а между тем, как оно нужно! Ученики Христа очень похожи на учеников мира сего: они теоретически знают заповеди своего Учителя и думают, что этого вполне достаточно.
Если в вашей жизни нет упражнения, то вы плохие ученики. Например, упражнение в молитве. Молитва должна быть настойчивой. Получишь одно, — иди и проси другое. Христос говорит: «Если вы просите, верьте, что получите», то есть, ждите просимого. Или, Христос говорит: «Благословляйте проклинающих вас». Если вас критикуют, издеваются над вами, то вы благословите того и скажите ему доброе, ласковое слово, но при том и чувства ваши должны соответствовать этому. Такие опыты — лучшие упражнения. Может быть это не сразу удастся вам, но вы непременно дойдете до этого, если будете настойчиво стремиться. Некоторые говорят: «Нет, я не могу»; но попробуй, упражняйся, без упражнения ничего не может быть. В этом упражнении твой новый человек окрепнет и будет силен.
Второй способ еще более важен, он заключается в подвиге. Верующие любят говорить о вере. Она есть сила, соединяющаяся с силой божественной. При вере могут быть разные проявления ее. Есть, между прочим, одно особенное: подвизаться «подвигом веры» (1 Тим. 6, ст. 12); не только иметь веру, но подвизаться верой. Это замечательно и заслуживает нашего особенного внимания.
Я приведу пример: есть солдаты, которые отбывают срок службы, в продолжении ее ничем не отличаясь. В отпускной бумаге такого солдата написано, что он был в армии и уволен, и больше ничего; но есть солдаты, в бумагах которых значится, что такой-то отличился в таком-то бою, награжден за усердие и пр. Это солдаты, которые не только служили, но и совершали подвиги, которые не довольствовались обыкновенным исполнением своих обязанностей, но стремились к высшему.
Вера говорит: иди дальше, не останавливайся на одном месте. Вера приказывает солнцу остановиться, вера останавливает течение рек и высушивает море, чтобы народ Божий мог пройти.
Христос зовет на подвиги и на жертвы, и верующий, который стремится быть послушным Христу, бодрствует, наблюдает за собою и при малейшем проявлении ветхого человека, ничего не щадя стремится достигнуть цели. Таково состояние человека, работающего над самим собой, над ближними, над церковью и на ниве Божией. Хотите победить ветхого человека — будьте в работе днем, будьте в работе вечером и ночью. Станьте на труд, работайте непрерывно, и ветхий человек, ленивый сам по себе, чуждающийся работы, сам умрет.
Есть люди, говорящие: «Лучше не жить, если так работать». — Если вы будете беспрерывно работать, вы не умрете, но ветхий человек в вас умрет.
Так вот, возлюбленные, как решается это великое и сложное определение ветхого и нового человека. Оно только сначала кажется сложным, но когда вы употребите те приемы, о которых я говорил, то можете быть уверены в победе, и я гарантирую полный успех: в скором времени не останется и воспоминания о ветхом человеке. Все будет новое по образцу и подобию Его.
Сегодня вы должны подойти к Господу поспросить: «Так ли я отношусь ко всему этому?»
Тем, которые ничего не знают о новом человеке, мы говорим: «Бедные друзья, вы еще в гробах; вы не знаете жизни радостной, поднимающей вас на высоты. Встрепенитесь, и вы почувствуете красоту новой жизни. Начните искать, как Никодим, и вы услышите слово: «Вы должны родиться свыше».
Если здесь есть души, облекшиеся в нового человека, но видящие в себе еще остатки ветхого человека, то для вас гласят слова: «Ему должно расти, а мне умаляться». Возьмите этот лозунг и направляйте все усилия к полной победе нового человека.
Журнал "Христианин" № 3, 1924 год