Миссионерская поездка в г. Каинск

Каинск — уездный город Каинского уезда в составе Томской губернии в 1782–1919 годах. Город был основан в 1722 году как форпост и слобода Каин вблизи устья речки Каин, которая впадала в Омь. Оборонительное укрепление заложили с целью обеспечения безопасности и защиты от набегов киргизов и джунгар. После проведения дорожного тракта поселение превратилось в транзитный пункт на пути из Омска и Тары в Томск. Также город был известен как крупный центр каторги. Во второй половине XIX века Каинск превратился в торгово-промышленный центр. Здесь сформировались целые династии купцов и промышленников. В 1919 году город утратил статус центра Каинского уезда. В 1935 году Каинск переименован в Куйбышев.


С благословения Его Высокопреосвященства я совершил миссионерскую поездку в поселок Каинск, Томской епархии, где проживают сектанты. К месту своей миссионерской поездки я отправился из г. Томска 16-го декабря 1909 г. и 17-го числа прибыл в поселок Каинск, где по сведениям Каинскаго Полицейского Управления старообрядцев проживает 3 мужч. и 2 женщ., баптистов проживает 5 мужч. и 6 женщ., молокан проживает 3 мужч. и 3 женщ. и живет один иоаннит. По неофициальным данным баптистов в поселке Каинске насчитывается до 30 человек. В Каинском уезде, в Иткульской волости, в поселке Крытоновском тоже живут баптисты. Баптизм в поселке Каинск впервые появился года два тому назад, а усилился здесь с ноября прошлого года, когда баптисты открыто стали собираться для молитвы. Начало свое баптизм Каинский ведет из г. Омска, где насчитывается баптистов более 1000 человек. Омские баптисты имеют в самом городе около наплавного моста свой собственный каменный дом для молитвенных собраний, строителем которого был пресвитер баптистов Мазаев, пожертвовавший на постройку дома 35 тысяч рублей. Особое помещение для молитвенных собраний омские баптисты имеют и на линии Сибирской ж. д. близь ст. Омск, где насчитывается баптистов до 300 человек. Учителями омских баптистов являются один окончивший Лодзинскую баптистскую семинарию молодой человек, и некто Голубев, а Мазаев пресвитер находится в постоянных разъездах и занимается пропагандой баптизма главным образом по линии железной дороги -среди железнодорожно-служащих и переселенцев. Из Омска баптизм распространился и в Новониколаевске, где баптисты пользуются наемным помещением для своих молитвенных собраний. По пути баптизм захватил и Каинский поселок, довольно населенный - здесь до 7000 жителей - и основался здесь. Насадителем Каинскаго баптизма сначала был некто Семенцов, теперь не имеющий уже никакого значения в баптизме, а укоренителем его и главным руководителем сектантства явился Михайловский 40 лет, бывший стихарный псаломщик села Казацкого, Курской губернии, Белопольского уезда. Здесь, в поселке Каинск, в депо железной дороги служил родственник Михайловского конторщик Нестеров, пригласивший сюда Михайловского после того, как он лишился места псаломщика по одним данным за переход из православия в штундизм, а по другим - вследствие неприятностей по службе. Одновременно с Михайловским прибыл из Курской губернии, и некто Бабич штундист. Поселившись в Каинске и заняв место в депо станции, Михайловский с Бабичем стали проповедовать среди служащих в депо сектантство. Проповеди их помогало то еще, что почва для сектантства была здесь благоприятная: вблизи поселка, в деревне Новочерново, в 11/2 верстах от станции, проживал сектант Лановой, переселенец из Херсонской губернии. По воскресным дням Михайловский в своем доме устраивал собрания, где объяснял тексты Священного Писания собиравшимся слушателям в штундистском смысле. Особенно он настаивал на не почитании св. икон и на новом крещении. Жена Михайловского под влиянием его приказаний перешла в баптизм, тогда как мать его - старушка вдова псаломщика, не смотря на все принуждения сына изменить православию, осталась верной Христовой церкви до настоящего времени. Сектантская пропаганда всколыхнула местное население поселка в, хотя незаметно еще усиления баптизма в поселке, но влияние пропаганды все-таки сказалось: так, например, в депо находится большая, в киоте, икона святителя Николая Чудотворца, пред которою всегда служились молебны, по просьбе рабочих в депо, 9 мая и 6 декабря, в прошлом же году не было приглашения служить молебны, что, очевидно, произошло не без влияния вожаков сектантства.

Другим центром, кроме депо, распространения баптизма в поселке Каинске служила мельница, в 1/2 версте от поселка. Пропагандистом баптизма на мельнице среди приезжающих туда молоть хлеб крестьян был сам мельник.

Отсюда сектантство разносилось по деревням.

В настоящее время мельник продал свою мельницу и уехал оттуда.

По приезде в поселок я намеревался побывать у Михайловского и побеседовать с ним наедине, но он отказался от такой беседы и предложил публичное собеседование в воскресенье 20-го декабря, мотивируя свой отказ тем, что ему желательно, чтобы послушали защиту православия и баптизма как православные, так и «духовные христиане». Вечером, в тот же день, 17-го числа я отправился с благочинным священником Сергеем Белоруссовым и местным псаломщиком Селотчиным в деревню Новочерново, Новогутовского прихода, к крестьянину Роману Лановому. Самого хозяина дома не было, а находились только в хате его жена и дети. Лановой с семьёй принадлежат к секте баптистов и здесь, в поселке Каинске, восприняли крещение в озере 6-го января прошлого года от старшого брата Мазаева, приезжавшего в поселок из Омска. Вот как жена Ланового объяснила свой переход в сектантство: «Мы жили в Херсонской губернии, муж мой очень пил водку, ничто его не спасало от пьянства: ни иконы, которым мы молились, ни священники, к которым мы обращались; тут один «христианин», или штундист по вашему, дал мужу Евангелие и велел ему постоянно читать эту святую книгу; муж начал читать Евангелие, стал ходить в собрания «христиан» и научился воздержанию и теперь совершенно не пьет вина; в семье у нас стало тихо и хорошо; когда мы поехали сюда, то образа продали; покланяться иконам мы не находим нужным, так как всегда можем беседовать с Господом чрез чтение Евангелия, которое запрещает покланяться идолам». Это послужило темой для беседы, и мы в течение двух часов беседовали о почитании св. икон, св. креста. ангелов и святых. Выдержками из Священного Писания Ветхого и Нового Завета была выяснена необходимость иконопочитания. Особенно сильным оказалось доказательство, взятое из книги «Гусли» - собрание стихотворений некоторых русских писателей, СПБ. изд. 1902 г.; из этого сборника баптисты поют на своих молитвенных собраниях стихи; в «Гуслях» собрано 571 стихотворение: Державина, Хомякова, Плещеева, Полонского, Петрова, Льдова, переложения псалмов и др. В 427 стихотворении, на стр. 378 находятся следующие слова: «когда поднимаю я взор на крест, где Божий Сын страдал, я сознаю греха позор, стыжусь того, что почитал». Из этих слов ясно видно, что от созерцания креста человек сознает свою греховность. Здесь не может быть речи о духовном созерцании. Контекст речи этого не допускает. О своем крещении в поселке Лановая рассказывала так: «6-го января четверо нас пришли на берег озера, куда прибыл и наш старший брат Мазаев. Он прочитал Евангелие о крещении Иисуса Христа и объяснил его, а потом спросил всех: «веруете ли в Иисуса Христа?» после утвердительного ответа все четверо вошли в воду, в одном нижнем белье и погрузились в озеро один раз, а Мазаев в это время с устремленными к небу глазами произносил: «во имя Отца и Сына, и Святого Духа». После крещения все отправились в один назначенный для собрания дом, где состоялась Вечеря; во время Вечери старший брат читал Евангелие, говорил о значении крещения, совершенного в смерть Господню и о необходимости крещенным погребстись Христу Иисусу, затем, он взял белый хлеб, разломил его и роздал нам, потом из чаши давал пить церковное вино; Вечеря сопровождалась пением стихов из «Гуслей», которое исполнялось всеми присутствующими».

В начале декабря нынешнего года каинские баптисты обращались к Каинскому исправнику Шеремету с просьбою о разрешении им публичного торжественного крещения. Исправник не разрешил этого, а Полицейское Управление сообщило сектантам разъяснение о правилах перехода из православия в инославие и о том, на каких основаниях открываются религиозные общины. Баптисты в поселке крестились тайно и поздно вечером, часов около 10.

В прошлом году каинские баптисты на 6-е января устроили торжественную процессию к озеру с флагами, с разноцветными фонарями, чтобы придать большую торжественность сектантскому крещению и произвести сильное впечатление на крестившихся.

18-го декабря я отправился в город Каинск. В самом Каинске баптистов нет, но в уезде попадаются сектанты, не составляющие большинства, а являющиеся единицами, как например, в Иткульской волости.

19-го декабря за всенощным бдением в железнодорожном храме между кафизмами мною была предложена беседа о распознавании различных сектантских заблуждений, о сущности и содержании учения баптистов, о необходимости православным упражняться в чтении и истолковании Священного Писания, особенно Евангелия и апостольских посланий, чтобы всегда быть готовыми дать ответ сектанту, извращающему смысл текстов Библии, и о том-как отражать нападения сектантов на св. иконы, на почитание храмов Божиих и пр. Словом Божиим. Надо заметить, что среди православных поселка Каинска есть некоторые ревнители православия, которые вступают в прения с баптистами на их молитвенных собраниях; эти лица обращаются с просьбою к местному священнику и псаломщику о снабжении их противосектантскою литературою, чтобы иметь под руками материал, которым бы отражать можно было нападения сектантов и раскрывать их ложь. Причт удовлетворяет всегда просьбам православных, вступающих в собеседования с баптистами и идет на встречу их желаниям, снабжая всякий раз противосектантскими брошюрками, с которыми и являются православные в собрания баптистов и читают их там. Даже сами баптисты каинские заинтересовались этими брошюрками и на одном собрании своем, когда православный стал читать из «Миссионерского путеводителя по Библии», взятого им у местного псаломщика, то глава баптизма Михайловский попросил эту книжку у православного и брал даже с собой на дом. Какая в данном случае была цель Михайловского неизвестно, во всяком разе весьма важно отметить, что баптисты каинские допускают на своих собраниях чтение православными противосектантской литературы, которая должна в приходах, зараженных сектантством, иметь самое широкое распространение. Особенно подобного рода литературу следует распространять среди железнодорожных служащих и рабочих в депо и мастерских ж. д., среди которых пропагандируется баптизм с особенной настойчивостью. По линии Сибирской железной дороги сектантством охвачены чуть ли не все станции. Баптисты есть в Тайге. Очень их много в Красноярске, где баптисты крестились в реке Енисее. Железнодорожное начальство ст. Красноярск обращалось к министру путей сообщения за разъяснением как ему поступать в тех случаях, когда дети баптистов, обучающиеся в железнодорожных школах, отказываются учиться по Закону Божию. Было разъяснено - оставлять их без балла по этому предмету. Пропаганда баптистов здесь, в Сибири, как и в России - организована. У них есть множество миссионеров, посылаемых на проповедь среди православных. В поселке Каинске бывают баптистские миссионеры из Омска.

В воскресенье, 20-го декабря, я присутствовал на молитвенном собрании баптистов, состоявшемся в доме Михайловского. На собрании присутствовало не больше 20 человек мужчин и женщин. До начала собрания я предложил собравшимся баптистам беседу, которая приняла полемический характер. Мы беседовали о Церкви Христовой и о том, что необходимо для христианина, чтобы правильно понимать и толковать Св. Евангелие. Беседа продолжалась целый час. В конце её баптист Бабич высказался о том, что они, баптисты, не имеют нужды со мной толковать, так как их не сдвинуть с того правильного пути, на котором они твердо стоят, в Писании же сказано, что лжепророков в овечьей шкуре надобно остерегаться. Я попросил Бабича указать признаки, по которым бы можно было узнать лжепророка и спросил его: «не считает-ли он православных пастырей лжепророками»? Уклончивый, нерешительный ответ баптиста побудил меня на основании Слова Божия раскрыть вопрос о лжепророках, к разряду которых нет никаких оснований относить православных священников. В 10 часов утра баптисты стали на молитву. Сначала они, сидя, пропели из II-й части «Гуслей» стихотворение или как они называли «псальм», содержащее в себе призыв всем идти к Иисусу, уста Которого для всех открыты, и пить без конца Его учение. Пение происходило так: сначала один из баптистов прочитывал первое 4-х-стишие, затем его повторял другой баптист, а потом уже все пели его, повторяя припев к стихотворению. Пели сектанты с чувством и с страстью. После пения поднялся со своего места Бабич и, сказав несколько слов о том, что для всех них известно учение Иисуса Христа и то, зачем и для чего Он приходил на землю, так как баптисты читают всегда Слово Божие и руководятся им, предложил всем присутствующим встать и помолиться. Бабич начал вслух читать молитву, в которой благодарил Господа за то, что Он сподобил их любить Его, следовать Его Евангелию, просил Господа хранить их всех в жизни, руководить ими и наставлять всех людей и правителей на путь Евангелия. Затем, Бабич открыл Новый Завет и из 8-й главы послания к Римлянам прочитал первые 10 стихов. Началось толкование их. Бабич, передав своими словами прочитанное место из апостольского послания, пригласил слушателей не следовать плоти, но жить по духу и веровать в то, что все мы спасены Иисусом и не нуждаемся ни в каких внешних обрядовых побуждениях к спасению. По окончании проповеди Бабич предложил всем опуститься на колена и от избытка сердца помолиться Господу. Все сектанты преклонили колена и стали вслух молиться. Слышны были возгласы: руководи мной, Господи, сохрани меня, Господи и т. п. После этого все поднялись с колен и пропели из «Гуслей» «Хвалу Иисусу». Пели стоя. Бабич прочел еще молитву почти такого же содержания, как и первая молитва, вслед за ним произнес молитву Михайловский, в которой, между прочим молился о здравии самодержавнейшого государя императора Николая Александровича и всего царствующего дома. Все присутствовавшие на собрании произнесли: «Аминь», и собрание окончилось. 

Я снова вступил с баптистами в беседу по поводу прочитанного им послания к Римлянам 8-й главы. Затем, баптисты высказали желание публично побеседовать с нами. Назначена была тема для беседы о Церкви Христовой и о том, могут ли в ней находиться грешники. Я согласился вести с баптистами беседу и местом для неё была назначена церковно-приходская школа. В 2 часа дня баптисты снова собрались в доме Гунберга, где у них состоялось такое же молитвенное собрание, как и в доме Михайловского. Они пели, читали Евангелие и произносили импровизированные молитвы. В 4 часа вечера состоялась в школе беседа на вышеуказанную тему и по вопросу о крещении младенцев, поставленному самими сектантами. На беседе присутствовало много народа. Беседа продолжалась 3 часа. До прихода на беседу сектантов я предложил собравшимся православным беседу о почитании св. икон. Из сектантов возражал Бабич (он в Курске неоднократно вел публичные собеседования с Курским епархиальным миссионером). Он доказывал, что грешники не могут быть в Церкви Христовой, они не её члены и должны покаяться и креститься. По вопросу о крещении младенцев Бабич доказывал, что младенцев крестить не следует, они и так в Царствии Небесном, а должно научить их вере, когда придут в возраст, и тогда уже крестить. Текстами из Слова Божия разъяснено было заблуждение сектантов. Бабич согласился с нашим катехизическим определением церкви и с тем, что в ней должно быть священноначалие, но добавил, что пастыри должны отвечать наставлениям св. Апостола Павла, в 1-м послании к Тимофею, в III главе. Согласно выраженному сектантами желанию беседовать по порядку, не более как по 15-ти минут каждый, мы говорили попеременно, не отступая от Священного Писания.

Беседа предварялась и закончилась молитвою и общим пением. Сектанты каинские, как выяснилось на беседе, не представляют опасных противников, так как они не особенно сведущие в Священном Писании и в толковании его. Говорил один Бабич, а другие только открывали Евангелие и пытались было возражать, но не выступали с словом. Община баптистская в поселке незначительна, хотя члены её возбудили ходатайство, пред г. Томским Губернатором о её регистрации. Пропаганда ведется баптистами главным образом среди рабочих в депо во время самых работ.

Когда я возвращался из Каинска в Томск в вагоне ж. д. один средних лет мужчина стал проповедовать учение адвентистов 7-го дня о почитании субботы, о том, что римский папа антихрист, о тысячелетнем царстве антихриста, о том, что сектантов мучили 1260 лет и что все должны исповедовать адвентизм, ибо Господь накажет за непочитание субботнего дня. Речь адвентиста была страстная, горячая, наполненная ветхозаветными пророчествами и текстами из Нового Завета. Его слушали с любопытством; я счел своим долгом вступить с ним в прение и от Священного Писания доказывал о необходимости празднования дня воскресного, а не субботнего. Интересную подтасовку ветхозаветной истории сделал адвентист: 1-й день от сотворения мира до Ноя, 2-й день от Ноя до Авраама, 3-й от Авраама до выхода евреев из Египта, 4-й от выхода евреев из Египта до Давида, 5-й от Давида до Христа, 6-й время Христа. Пришествие Христово будет в субботу. Беседа наша была прервана, к сожалению, на ст. Тутальской, где остановился адвентист.

Иеромонах Алексий

Томские епархиальные ведомости. Томск, 1910 № 11

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 1 | Уникальных просмотров: 1