Наше великое преимущество. Брат И. С. Проханов

«Ваши же блаженны очи, что видят; и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:16–17).

Эти слова были сказаны Спасителем, когда Он проповедовал, стоя в лодке. Множество народа слушало Его. Он рассказал им притчу о сеятеле и о разных видах слушателей, среди которых большинство было или «придорожной», или «каменистой», или «тернистой» землёй. Это были люди, в которых Слово Божие запечатлевалось недостаточно глубоко и потому не могло в них пустить корней.

Это происходило от того, что люди недостаточно ценили то, что они слушали. Им давалось великое преимущество, о котором тщетно мечтали многие пророки и праведники, но они не пользовались этим преимуществом, как должно, и пропускали для себя великий день отрады.

Это замечание Христа относится и к нашему времени.

Сколько людей и теперь слушают и читают слова Христа, забывая об их великом значении, недостаточно ценя их и таким образом теряя то, что они могли бы приобрести для своих бессмертных душ!

Но чтобы понять всю силу слов Христа, мы должны заглянуть в глубь веков и посмотреть, что составляло главное стремление пророков и праведников, о которых говорит Христос.

С того дня, как человек пал, ему дано было великое обетование Бога о том, что «семя жены поразит змея в голову» (Быт. 3:15), то есть что из потомства жены произойдет Некто, Кто поразит лютого врага человека» (Быт. 3:15)

С тех пор через всю цепь веков человечество ждало пришествия этого «семени» Евы — великого её Потомка, Который возвратит людям потерянный Рай.

Когда у бедных изгнанников из Рая — Адама и Евы — родился первый сын, они назвали его Каином, ибо Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Они думали, что это и было то семя, которое поразит змея в голову. Но увы! Их ждало горькое разочарование: их сын Каин, первенец и первая надежда, убивает брата, продолжая дело «змея» на земле вместо того, чтобы разрушить его.

Всю долгую жизнь Адам и Ева ожидали, что кто-нибудь из потомков окажется тем «семенем», о котором говорил Господь. Но пришла смерть и унесла их в недра земли, а обещанное «семя» так и не пришло.

Потоп смел целые поколения с лица земли. Ной, видевший гибель рода человеческого, благословляет своего сына Сима, говоря: «Благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9:26). Ной помнил обетование, данное прародителям, и также мечтал о возвращении потерянного Рая. Видя разрастающееся потомство Сима, он мог надеяться, что именно в его роде явится обещанный Избавитель. Но и он умер, не дождавшись исполнения обетования.

Продвигаясь далее к Аврааму, мы слышим голос Бога: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Как понимал Авраам это обетование — видно из слов Иисуса: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).

Очевидно, Авраам прозревал обетование о Мессии. Иисус говорит, что Авраам «увидел» день Его и возрадовался, но это следует понимать в том смысле, что он видел его очами веры, «как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13:12), радуясь общим очертаниям славной жизни Христа. Однако он не видел Христа так, как видели Его апостолы и те, кто слышал Его проповедь во время земной жизни.

И потому о них можно сказать, что они умерли, не увидев пришедшего Христа-Мессию. Но надежда не умирала. Иаков также был полон ожидания Мессии. Благословляя своих детей перед смертью, он провозглашает:
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10).
Но и он умер, не увидев Мессию.

Затем Бог воздвигает Моисея, который дает Израилю закон, установления, скинию — и все это в таких образах, что ясно указывает на Христа. Более того, в книгах Моисея мы находим прямое пророчество о Мессии:
«Я воздвигну им Пророка... и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Но и Моисей умер, не увидев исполнения этого обетования.

Псалмопевец Давид в своих песнях постоянно говорит о Помазаннике (Пс. 2:2), о Сыне Господнем (Пс. 2:7), о Спасителе (Пс. 41:6,12). Однако и он, муж по сердцу Божьему, умирает, не увидев Мессию.

Проходят века, но ожидание Мессии не исчезает. Пророк Исаия с поразительной ясностью предсказывает рождение Христа:
«Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
Он же подробно описывает и страдания Мессии (Ис. 53). Но и Исаия умирает, не увидев Христа.

Пророк Михей точно указывает место рождения Мессии:
«И ты, Вифлеем... из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Но и ему не суждено было увидеть исполнение этого пророчества.

Пророк Даниил с математической точностью предсказывает время пришествия Христа:
«Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9:25).
Но и он умирает, не дождавшись этого дня.

Так уходили из жизни все эти праведники и пророки, говорившие С восторгом веры говорили они о Мессии, унося с собой несбывшиеся надежды и неосуществлённые чаяния.

Шли века. Народ Израильский возвратился из плена, построил второй храм, вёл жестокие войны за независимость, попадая то под греческое, то под римское иго. Израиль утратил своего царя, забыл закон Моисеев, охладел духовно. Всё, что было дорого израильтянину, оказалось в руках язычников. От угнетения и страданий иудеи частью рассеялись, частью сами превратились в язычников.

Кругом царили мрак и запустение. Пророки умолкли — казалось, разгневанный Бог закрыл уста провозвестникам.

Но среди этой тьмы безнадёжности теплилась одна звёздочка — слабая надежда на Мессию, Который должен прийти и избавить народ Израиля. Каждый раз, когда в минуту уединения иудей со слезами на глазах брал Писание, его сердце согревалось словами пророков. "Нет, — думал он, — если они умерли, не увидев Мессию, то Он непременно придёт, ибо так обещал Сам Бог!"

И вот, среди этого мрака внезапно раздаётся ангельский глас:
«Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).

Теперь понятно, почему праведный Симеон, увидев Младенца Христа, пришёл в священный трепет и излил дивный гимн хвалы. Понятно, почему ликовали ангелы Божии.

Христос родился! Мессия пришёл!

Эти слова значили:
«К Израилю пришла слава, к язычникам — свет просвещения, а всем народам — спасение Господне» (Лк. 2:30-32).

Наконец-то свершилось то, о чём вещали все праведники и пророки древности!
Наконец-то! Наконец!

Долго плыл Колумб по океану. Месяцами он и его спутники не видели ничего, кроме воды и неба... Матросы бунтовали, отказывались плыть дальше. Но вот вдали показалась земля! Наконец-то! Наконец! Долгожданная надежда осуществилась! Это была великая радость...

Однако радость таких израильтян, как Симеон, превосходила все земные восторги. Она стала плодом вековых упований всего народа. Казалось бы, все израильтяне должны были ликовать, следовать за Мессией, благоговейно внимать каждому Его слову.

Но что мы видим? Многие либо враждебно отвергали Его, ища убить, либо слушали рассеянно. Именно к ним обращены были слова Христа.

Разве эти слова не относятся и к нам?

Правда, мы не столь счастливы, как пастухи, видевшие Младенца Иисуса в яслях, или как те иудеи, слышавшие Его проповедь с лодки, видевшие Его лицо, улыбку, касавшиеся Его одежд.

Но мы счастливее многих праведников и пророков древности. Для них пришествие Мессии было далёким будущим, для нас — свершившимся фактом. Для них Христос был таинственным обетованием, для нас — сияющим образом, озарённым лучами любви, запечатлённым Духом Святым в Слове Божьем.

Как прошлое яснее будущего, так и Иисус с Его учением для нас понятнее, чем для древних пророков.

Смею сказать больше: в одном отношении мы блаженнее даже вифлеемских пастухов. Они видели Христа Младенцем, но многие ли дожили до времени Его проповеди, смерти и воскресения? До основания Церкви и Пятидесятницы? Многие ли из них могли изучать плоды Его служения — писания апостолов, раскрывающие суть Христова учения?
Между тем, мы не только знаем о рождении Христа, но и ясно видим в Слове Божьем всю дивную картину Его земной жизни, имея возможность глубоко усвоить Его учение.

Мы обладаем Его славным обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Неужели наше преимущество меньше, чем у пастухов и слушателей Иисуса? Напротив — оно даже больше, чем у пророков древности!

Следовательно, и наша радость при воспоминании о Рождестве Христовом, о Его жизни среди людей должна превосходить восторг вифлеемских пастухов и упование ветхозаветных праведников.

Так ли это в нашей жизни? Если нет, дорогой читатель, я молюсь, чтобы ваше сердце исполнилось этой святой радостью.

Иван Степанович Проханов

Журнал «Христианин» № 12, 1907 год (страницы 1-6)

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 1 | Уникальных просмотров: 1