Украшение храма. Что Священное Писание говорит о внешнем виде христианина

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
1 Кор. 6, 19–20

В Библии есть немало принципов, касающихся внешнего вида христианина. В некоторых случаях она даёт и конкретные указания. Писание и наши собственные наблюдения учат нас тому, что внешность характеризует нас и влияет на окружающих. Внешний вид — это важная составляющая нашей жизни, а потому он неотделим от наших отношений с Богом и людьми. Следовательно, нам необходимо знать, что Библия говорит по поводу одежды.

Из третьей главы Первого послания Петра (ст. 1–4) следует, что надлежащий внешний вид — это отражение благочестивого характера, который прославляет Бога и приносит благословение ближним: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Давайте рассмотрим пять принципов, определяющих внешний вид христианина.

Принцип 1
Одежда должна прикрывать наготу

Вследствие греха нагота стала постыдной, и её нужно прикрывать. До того, как грех вошёл в человеческий опыт, нагота не считалась постыдной: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2, 25). Но после грехопадения всё стало совершенно по-другому: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3, 7–10).

Писание говорит о том, что публичное обнажение — это позор: «Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твоё, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого» (Ис. 47, 2–3). «Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 18).

Адам и Ева смастерили себе одежду из листьев, которая, однако, не скрыла их наготу в нужной степени. Бог Сам вмешался в это дело, чтобы одеть людей правильно. В Бытие 3, 21 говорится: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Бог хочет, чтобы люди были должным образом одеты из уважения к Его святости и своей одеждой поддерживали порядочность и скромность.

Принцип 2
Бог желает, чтобы мы использовали свои тела для славы Его, а не для своей

Воля Божья и греховные желания человека противоречат друг другу. Падший человек показывает свою гордыню, когда демонстрирует своё высокое положение и тяжесть своего кошелька дорогой одеждой, украшениями или красивой причёской. Бог хочет, чтобы Его дети сияли духовной красотой, проистекающей из внутренней святости. Преувеличенно яркая внешность портит эту внутреннюю красоту и фокусирует внимание людей на плоти, а не на духе.

Даже в ветхозаветные времена, когда некоторые драгоценности и украшения не считались чем-то недопустимым, Богу были неугодны излишества, демонстрирующие гордость. Когда Он хотел, чтобы израильтяне смирялись в Его присутствии, Он просил их отложить свои украшения: «Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива» (Исх. 33, 5–6).

Позже Бог осуждал гордыню евреев и указывал на суетность их привычек носить многочисленные украшения: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звёздочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни, и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет верёвка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои на войне» (Ис. 3, 16–24).

Бог указал на связь между надменными суетными сердцами израильских женщин и их суетным стилем одежды. В 1 Петра 3, 1–4 (уже цитировалось) сказано, что именно важно для Бога: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос... но сокровенный сердца человек...». В 1 Тимофею 2, 8–10 Бог говорит, что личная сдержанность и надлежащий внешний вид сопровождают истинное поклонение: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию».

Драгоценности и дорогая одежда не соответствуют христианскому образу жизни. Христиане должны одеваться так, чтобы одежда соответствовала их духовной природе и свидетельствовала об их внутреннем характере — «сокровенном сердца человеке». Этот принцип переплетается с Божьим планом главенства. Устанавливая порядок главенства (покрытая голова у женщин и непокрытая у мужчин), Бог говорит: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11, 7). Нужно явить славу Божью и одновременно скрыть славу человеческую. Христиане одеваются так, чтобы прославлять Бога, а не привлекать чрезмерное внимание к самим себе.

Принцип 3
Бог призывает нас быть странниками и пришельцами на земле

Согласно второму принципу, Бог желает, чтобы мы жили просто, нося практичную недорогую одежду: «...чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2, 9); «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде» (1 Петр. 3, 3).

Как христиане мы должны сосредоточиться на небесном, на том, что имеет значение для вечности: «О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 2–3). Мир запутался в поисках смысла жизни: «Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 16).

Простой образ жизни лучше всего иллюстрируется жертвенной жизнью Иисуса. «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8, 9). Этот принцип охватывал все сферы Его жизни. Простая практичная одежда согласовывалась с Его желанием служить. Его ученики также захотят носить простую и практичную одежду.

Принцип 4
Христиане не должны следовать прихотям и моде этого мира

В Ветхом Завете Бог повелел евреям носить одежду, которая отличалась от иноплеменной, чтобы они помнили, что Бог сделал их особенным народом: «Сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили, и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числ. 15, 37–40).

Бог не хотел, чтобы Его народ следовал безбожным или идолопоклонническим образцам одежды окружающих их языческих народов, хотя многие непослушные израильтяне поступали так во времена царя Ахава: «Сказал он [Ииуй] хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принёс им одежду» (4 Цар. 10, 22). Бог также осудил израильтян, следовавших чужеземной моде. В Софонии 1, 8 Он говорит: «И будет в день жертвы Господней: Я посещу князей, и сыновей царя, и всех одевающихся в одежду иноплеменников».

В Новом Завете планка поднимается выше: теперь Богу принадлежит всё наше тело и вся наша жизнь. Наши тела — это жилище Бога: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19-20). Весь образ жизни христианина свидетельствует о рождении свыше.
Если мы хотим быть верными учениками Христа, мы не должны следовать мирским причудам и моде. Христиане стремятся уподобляться Христу, а не миру. Вот что говорит об этом Библия: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1-2). «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр. 1, 14-15).
Фраза «не сообразуйтесь» в этих отрывках происходит от греческого слова suschematizo, которое имеет значение «не по образцу», «не сообразоваться с тем же образцом» или «не быть устроенным подобным образом». Бог не хочет, чтобы мы заимствовали мирской образ жизни.
Подумайте о глубокой вражде между Богом и нечестивым миром, в котором мы живём: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4); «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 11). Зачем нам подражать тем, кто сотрудничает с греховным миром и ведёт людей к гибели? Мировую моду продвигают богатые и знаменитые кинозвёзды и герои спорта. Большинство этих людей зарабатывают деньги и завоёвывают себе славу тем, что демонстрируют плоть и тщеславие. И хотя их внешний вид кричит о богатстве и славе, их жизнь часто представляет собой развалины, полные позора и греха.
Однако мы, христиане, имеем гораздо более высокое призвание: мы — храм живого Бога! Мы должны с готовностью принять Божий призыв во 2 Коринфянам 6, 17 — 7, 1 отделиться от мира для Него: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас». «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».

Принцип 5. Одежда христиан должна поощрять нравственность Христиане помогают друг другу поддерживать чистую и святую жизнь.

Почти каждый согласится с тем, что одежда может спровоцировать искушение, а может сохранить от него. По мере роста безнравственности неуклонно возрастает терпимость общества к публичной наготе и чувственности. Между тем Божий стандарт чистоты совсем не изменился.
Простой, скромный стиль одежды свидетельствует о чистом сердце. Скромная одежда прикрывает наготу тела и не допускает чувственную обнажённость. Это помогает братьям и сёстрам в христианской общине сохранять чистые мысли и вести достойный и честный образ жизни. Тот, кто скромно одевается и прилично себя ведёт, не станет соблазном для других. Павел писал, что христианин должен быть осторожен, чтобы «не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13).
Дьявол, который правит сердцами сынов непослушания, трудится, чтобы разрушить все нормы приличия, скромности и чистоты. В мире создаются такие фасоны одежды, которые будут щекотать и воспалять воображение, искушать и соблазнять. Гордость житейская и похоть плоти выставляются напоказ и пропагандируются богатыми и знаменитыми. Даже обычная порядочность, которая когда-то была естественной среди сельских жителей, ныне сильно подорвана влиянием телевидения, радио, Интернета и мирской музыки.
Падший человек, который использует одежду не по Божьему назначению, не делает ничего нового, потому что так поступали издревле. В седьмой главе Книги Притчей говорится о нечестивой женщине, которая была одета в «наряд блудницы» и была «с коварным сердцем». Лживое сердце и соблазнительный внешний вид идут вместе. Иезавель, одна из самых порочных женщин, упомянутых в Библии, наложила особенно яркий макияж, когда хотела обратить на себя внимание мужчины: «И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо своё, и украсила голову свою, и глядела в окно» (4 Цар. 9, 30).
Сегодня зло становится всё более изощрённым, а рост непристойности и сладострастия в обществе напоминает ситуацию, о которой написано в Ефесянам 5, 12: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». Зло сейчас не хранится в тайне, оно прославляется в популярных романах, восхваляется в фильмах и выставляется напоказ на улицах. Воистину, когда дело доходит до разных современных стилей одежды, уместны слова апостола Павла, обращённые к Титу: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1, 15-16).
Греховная культура наших дней делает объектом поклонения человеческое тело, попирает Божий стандарт простоты и скромности, прославляет секс. Бог говорил о том, что произойдёт с теми, кто сознательно отвергает истину: «Предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь» (Рим. 1, 24-25).
Христиане не могут перенимать аморальные привычки мира в одежде, не становясь жертвой его безнравственных обычаев.
Божий стандарт ясен: «...чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2, 9). Бог желает, чтобы одежда 1) прикрывала наготу, 2) прославляла Его, а не человека, 3) была простой и практичной, 4) отличалась по стилю от одежды порочных людей и 5) поощряла и поддерживала богобоязненную нравственность. Как христиане мы должны исследовать эти принципы и формировать свой внешний вид в соответствии с мудростью Священного Писания и здравым практическим суждением, а не согласно изменчивым капризам мирских причуд. Мы должны серьёзно заботиться о том, чтобы научиться применять эти принципы на практике.

Как одеваться христианам: практические советы

Христианские общины применяют изложенные выше библейские принципы по-разному. Страны, где живут верующие, различаются климатом, культурой и экономикой. Понятие о практичной,
простой и немирской одежде будет разным в Канаде и африканской стране.
Мы должны понимать разницу между принципами и их практическим применением. Христианам в каждой стране необходимо понять библейские принципы, принять их и применять на практике. Библейские принципы должны преобладать над особенностями культуры и местных обычаев. Они выражают волю Бога, и мы должны им подчиняться. Но практическое применение бывает разным. Это способ, с помощью которого поместные церкви под водительством Духа Божьего воплощают принципы в повседневную практику. Эти практики будут и должны быть разными, но христиане в каждом народе хотят быть верными Богу и Его Слову, соблюдая принципы, которые Он дал нам.
Мы хотим поговорить о практическом применении принципов и принести пользу любой церкви, поэтому обсудим только общие моменты, не касаясь специфических вопросов, которые должны рассматривать поместные общины. Давайте ещё раз вернёмся к пяти принципам и посмотрим, как христианам следует применять их на практике.

Применение первого принципа Одежда должна покрывать наготу

Библейский пример, как и простая логика, учит нас тому, что обнажение головы и рук не считается недопустимым. Туловище человека вместе с верхней частью рук и ногами (по крайней мере, значительно ниже колен) должно быть закрыто одеждой. Одежда должна не только закрывать кожу, но и скрывать формы тела.
Прозрачная, полупрозрачная или перфорированная ткань, облегающая одежда не скрывают наготу человека. Хорошее применение первого принципа для христианок — ношение двухслойной блузки, которая должным образом скрывает форму груди, и свободной юбки, которая закрывает ноги. Мужская одежда не должна быть тесной или открывать нараспашку грудь. Христиане должны убедиться, что их нагота надлежащим образом прикрыта.

Применение второго принципа

Наши тела должны использоваться не для нашей, но для Божьей славы Библия говорит о том, что наше украшение должно быть внутренним, духовным, а не внешним. Писание призывает не носить золото, жемчуг и дорогую одежду. Христиане понимают, что драгоценности, косметика, яркая или дорогая одежда служат для привлечения внимания к внешней, а не к внутренней красоте. Яркие цвета и крупные узоры также могут привлекать внимание, хотя это зависит от культуры.
Писание прямо говорит о причёске. Мужские волосы должны быть короткими и непокрытыми; женские волосы должны быть длинными и нестриженными. Волосы у женщин должны быть собраны и покрыты (спрятаны) таким образом, чтобы это ясно понималось как духовный знак.
Соблюдение этих требований к причёске и покрытию головы уважает Божий порядок главенства: Бог, Христос, мужчина, женщина. Это также помогает поддерживать установленное Богом различие полов.

Применение третьего принципа Мы должны быть странниками и пришельцами на земле

Надевая простую и практичную одежду, мы свидетельствуем о том, что живём жизнью странников и пришельцев. Писание запрещает носить дорогую одежду. Христиане не должны выставлять своё богатство или гордость, тратя деньги на дорогую одежду, когда менее дорогая и более простая послужила бы им ничуть не хуже, а то и лучше.
Этот принцип применим не только к стоимости одежды, но и к её количеству. У Христа, по всей видимости, был один комплект одежды, который был разделён воинами в день Его распятия. Хотя допустимо иметь более одного комплекта одежды (и, возможно, у нашего Господа было именно так), покупка большого количества вещей может говорить о страсти обладать земными сокровищами, а не о желании просто использовать их во славу Божью. Истинные христиане стремятся вкладывать как можно больше средств в то, что созидает Царство Божье. Они хотят инвестировать в вечность, а не тратить деньги впустую, следуя мирским принципам обладать богатой и разнообразной одеждой.

Применение четвёртого принципа

Мы не должны следовать прихотям и моде этого мира Христиане не должны руководствоваться мирским образом жизни. Мы часто называем этот принцип несообразова-нием с миром. Это не означает, что мы против какой-то практики только потому, что так поступает большинство. Например, нехристиане могут носить хорошую рабочую обувь, которую использовали бы и верующие. Но дети Божьи будут руководствоваться библейскими принципами при принятии решений об одежде независимо от того, что происходит в мире. Мы не отступим от этих принципов, если какой-нибудь известный человек создаст новую модную модель обуви. В то время как мир постоянно меняется, следуя за законодателями мод в их причудах, христиане будут продолжать вести свой простой образ жизни.

Применение пятого принципа Одежда христиан должна стимулировать и поощрять нравственность

Христиане будут тщательно избегать соблазнительной и вызывающей одежды. Нам следует беречься глубоких вырезов на платьях, не носить рубашек с несколькими расстёгнутыми пуговицами, обтягивающей одежды и разрезов на юбках. Нам даже нужно обратить внимание на цвет. Например, во многих народах обилие красного цвета ассоциируется с блудницами, а
в некоторых местах чёрный может быть связан с колдовством. Яркие и кричащие цвета едва ли способны отразить кроткий и молчаливый дух.
Живя в развращённом обществе, мы должны помнить, что Библия поощряет различие полов в одежде. Во времена Ветхого Завета Бог запрещал мужчинам и женщинам носить одинаковую одежду: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие» (Втор. 22, 5). В Новом Завете, когда Бог установил знак главенства, Он провёл чёткое различие в причёсках мужчин и женщин: мужчина должен быть с непокрытыми короткими волосами, женщина — с покрытыми длинными волосами. Одежда, которую носит один пол, часто не практична или не скромна для другого. Христианская церковь хорошо понимает, что мужская и женская одежда должны различаться.
Народ Божий должен быть святым во всей полноте. Христианам необходимо поддерживать чистоту и скромность в своих домах, хранить свою речь здравой и чистой, беречь чистоту в помолвке и в отношениях между братьями и сёстрами в церкви. Христианам нужно говорить, ходить, сидеть и работать так, чтобы быть скромными и поощрять хорошие нравы в окружающих людях.

Надлежащая одежда — важная часть этих моральных качеств.

Многие мирские стили одежды прямо нарушают библейские принципы внешнего вида. Они часто пропагандируют наготу или чувственность либо призывают к дорогой и броской одежде. Иногда мода нелогична и даже вредна для здоровья, например, туфли на высоком каблуке с шипами. Если одежда предлагается миром моды и при этом не является простой и практичной, христианин должен её отвергнуть.
Церковные правила внешнего вида Часто возникает вопрос: должна ли церковь устанавливать правила в отношении одежды? Может быть, это личное дело? Или церковь должна помогать в установлении минимальных стандартов?
Это важный вопрос. Как и во многих других случаях, следование крайностям здесь будет ошибкой. Церкви могут так сильно акцентировать внимание на вопросах одежды, что она станет аналогом еврейского обрезания как внешний знак спасения. С другой стороны, многие церкви могут настолько проникнуться релятивизмом и гуманистическими идеями, что отвергнут даже чётко сформулированные запреты, такие как ношение золотых украшений. Эти церкви фактически пренебрегают применением библейских принципов. Такое произвольное пренебрежение Словом Божьим ведёт к потере библейской веры и часто оставляет людей с пустым исповеданием блуждать по широкому религиозному пути, который ведёт к гибели.
Как нам найти свой путь? Во-первых, церковь обязана учить библейским принципам внешнего вида и ожидать, что её члены будут применять их в жизни. То, что указано в Библии, например, короткие непокрытые волосы для мужчин и длинные покрытые волосы для женщин, обязательно для исполнения. Всё, что явно нарушает принципы Писания, например, женщина в непристойной юбке или мужчина без рубашки, должно быть запрещено.
Во-вторых, церковь должна, проявив рассудительность, принимать определённые решения в вопросах одежды. Есть много причин, которые вынуждают христиан мириться с мирской одеждой: давление со стороны мира, наши плотские желания, разнообразные взгляды других христианских общин. История показывает, что если братство не старается хранить чистоту в одежде, все постепенно скатываются к непослушанию Слову Божьему. Библия ясно учит, что необходимо оценивать ситуации и определять лучший путь: «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 21-23); «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1-2).
Служители церкви должны надзирать, а члены церкви — подчиняться своим наставникам. Все вместе должны стремиться к единомыслию. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10).
Не добавляют ли служители и члены церкви что-либо к Писанию, когда занимают позицию относительно внешности? Всё зависит от конкретной ситуации. Если церковь просит своих членов просто применять принципы Писания, то она воспитывает послушание, а не добавляет что-то своё к Писанию. Церковь должна требовать, чтобы сёстры носили длинные юбки точно так же, как она запрещает курить, танцевать и ходить в театры. В Библии не говорится об этом прямо, однако это истекает из её принципов.
В то же время церковь должна быть осторожна и не требовать того, что не основано на библейских принципах. Нужно беречься того, чтобы преувеличивать значение одежды и считать её главным показателем духовности или основным требованием для членства в церкви.
Жизнь членов христианской церкви должна подтверждать, что они во Христе, а потому ставят Его интересы на первое место. Если человек одевается как христианин, но по-прежнему любит деньги, мирские развлечения или ищет известности, христианская одежда никаким образом не может освятить его плотское сердце.
Неся Евангелие в другие страны или другим народам, миссионерам следует быть осторожными, чтобы не навязывать практику своей церкви, которая может не дать тех же результатов в другой культуре. Когда мы несём Евангелие в другой народ, мы должны помочь христианам этой культуры понять принципы Писания и применить их с учётом их экономики, климата и культуры.
Должна ли церковь иметь письменный свод правил относительно стандартов одежды? Как уже отмечалось, церковь должна работать над достижением единства во взглядах на внешний вид, иначе она перестанет применять на практике библейские принципы. Церкви должны рассудительно оценивать ситуацию и принимать решения, а служителям следует увещать несогласных по вопросам внешнего вида. Письменное изложение применения библейских принципов может привести к тому, что люди будут воспринимать их как самое главное, забывая, что это не сами принципы, а их применение. С другой стороны, письменное изложение взглядов помогает обобщить то, чему община решила следовать. Это служит ориентиром для церкви и помогает поддерживать общее понимание и единство в жизни в соответствии с библейскими принципами, которых мы все хотим придерживаться. Примеры из истории церкви, а также здравый смысл подсказывают, что будет благоразумным записать общие решения церкви.
Однако общины должны учить, что правила внешнего вида — это только решения поместной церкви о том, как применить в жизни библейские принципы. Важно объяснять, что практика других церквей также прославляет Бога, если исходит из библейских принципов. Мы должны подкреплять это понимание тем, как относимся к практике других общин, как мы работаем с новообращёнными и с теми, кто отклоняется от библейских принципов внешнего вида.
Может ли человек иметь соответствующий библейским принципам внешний вид и быть лицемером? Разумеется! Точно так же, как он может носить с собой Библию, ходить в церковь, принять крещение, благовествовать или участвовать в любом другом христианском служении и при этом оставаться лицемером. Тем не менее истинные ученики Христа захотят прославлять Его своим внешним видом, верным следованием библейским принципам, поступая не как законники, а как послушные дети, почитающие Бога от всего сердца.
Наш внешний вид свидетельствует о том, чем наполнено наше сердце. Внешний облик влияет на наши отношения с Богом и людьми. Очень важно выглядеть так, какими хочет видеть нас Бог. Мудрость, необходимая нам для того, чтобы правильно одеваться, уже заключена в Священном Писании. Бог оценит честное стремление повиноваться Ему, почтит наше желание свидетельствовать о преображённой духовной жизни, которая отразится в нашем внешнем виде.
Перевёл с английского Константин Ордин.
Напечатано с разрешения издательства Christian Light.

Журнал «Вестник Истины» № 1, 2023

Дуэйн Иби, епископ меннонитской церкви в штате Мэриленд (США)

Комментарии


Оставить комментарий







Просмотров: 41 | Уникальных просмотров: 36